НАБЕРЕЖНЫЕ, МОСТЫ И ОГРАДЫ ЛЕТНИХ САДОВ. 1.Мосты и набережные канала Грибоедова


                                    Часть 1. Мосты и набережные канала Грибоедова                    
Современный петровский Парадиз на месте первых летних резиденций царской семьи в центре Санкт-Петербурга – это километры гранитных набережных с мостами и ажурными оградами садов и парков. Они возведены на месте деревянных свайных набережных с понтонными и подъёмными мостами петровского времени. В болотистой местности в устье большой реки с островами и речками, при частых наводнениях городское хозяйство было сложным. Приходилось рыть каналы, поднимать уровень грунта, чистить и углублять дно речек и каналов, укреплять берега деревянными сваями, перестраивать сползающие в воду дома, выстроенные по Красной линии вдоль берега водотоков, восстанавливать сады.
В первые годы существования города жителям приходилось переплавляться с одного берега реки на другой летом на лодках, а зимой по льду пешком. Весной при открытии навигации устраивался праздник. Сам царь первым переправлялся с берега на берег при пушечной пальбе и радостном настроении народа. Коварный характер главной реки выяснился довольно скоро и пришлось думать о том, как организовать бесперебойное движение водного транспорта по рекам и каналам.


Рис.1.Наводнение на Неве. Старинная гравюра…

Первые мосты города были разводными, строились полностью из дерева. В 1711 году для строительства переправ в Санкт-Петербург приезжает из Амстердама молодой голландский «мастер плотницкого и спицного дела» Харман ван Болес (1689-1764). Более полувека после приезда в Россию он строил в Петербурге и пригородных резиденциях первые деревянные мосты, набережные, каналы и деревянные архитектурные детали - "спицы" церквей, верфей и крепостей. При императрице Елизавете Петровне он служил как главный инженер города. Одна  из работ этого голландского мастера - шпиль Адмиралтейства с корабликом на верхушке дошла до нашего времени и является символом города на Неве.
Мосты и набережные, как и сады, возводились, старели, перестраивались, разбирались для того, чтобы возвести на их месте лучшие и красивейшие переправы. Строительство гранитных мостов и набережных началось в 60-х годах 18 века.  В 1762 году императрица Екатерина II учреждает комиссию каменных строений для приведения столицы в достойный вид с использованием технологий каменного строительства. Императрица повелела сделать берега каменными и обновить ветхие деревянные мосты. Для добычи гранита под Выборгом и в Карелии были устроены каменоломни. Руководили работами по обустройству города генерал-инженер Фридрих Бауер , генерал-поручик Илларион Голенищев-Кутузов, архитекторы Юрий Фельтен и Алексей Квасов. За строительством надзирали каменных дел мастера Игнатий Яковлевич (1706-1780) и Иван Яковлевич (1699-1769) Росси и Тимофей Иванович Насонов.
 Работы по укреплению берегов рек и каналов, чистке русел производились вручную. Выполняли ее крестьяне, отпускаемые помещиками на сезонные работы для уплаты оброка. Титанический непосильный созидательный труд народа в приневских болотах  можно описать словами первого российского революционера Александра Радищева ‘’ Я глянул вокруг себя и душа моя страданиями человечества уязвлённа стала’’… Первую каменную водную магистраль города с гранитными стенками, лестничными спусками и металлическими ограждениями в честь императрицы назвали Екатерининским каналом. Ограду набережной с гранитными тумбами и коваными металлическими ограждениями, с простым строгим рисунком проектировал любимый архитектор императрицы Джакомо Кваренги.  В советское время Екатерининский канал переименовали в канал Грибоедова в память о погибшем в Персии дипломате и драматурге Александре Грибоедове.
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – выдающийся русский драматург, полиглот, поэт, музыкант и дипломат, родился в дворянской семье офицера русской гвардии. Учился в Московском университете, окончил словесный, юридический и физико-математический факультеты. В 1816 году переехал в Санкт-Петербург и поступил на службу в коллегию иностранных дел. Погиб в 1829 году при разгроме дипломатической миссии в Тегеране. Как поэт и драматург обессмертил своё имя стихотворной сатирической комедией “Горе от ума”, полной афоризмов и хлёстких фраз. 
              

 Рис. 2. Старинный участок набережной канала Грибоедова с оградой архитектора Джакомо Кваренги.
          
 Первые екатерининские мосты и ограды были каменными. Они украсили набережные Невы над истоками Фонтанки, Лебяжьей и Зимней канавок. Позднее при возведении новых мостов применялись технологии с использованием чугуна и железа.
  В первой трети 19 века в Петербурге на территории Летних садов петровского времени создаются грандиозные архитектурные ансамбли в стиле ампир. Архитектор Карл Росси ( 1775 – 1849 ) строит величественные сооружения Михайловского дворца и площадь перед ним ( ныне Площадь Искусств), выходящую к Невскому проспекту.  Карло Росси перепланировал всю территорию южной части Летних садов Жана Батиста Леблона от канала Грибоедова (Екатерининского) до Фонтанки. Большой третий Летний сад разбивается на отдельные массивы. Одновременно были осуществлены большие работы по благоустройству набережных Мойки и Фонтанки, на месте обветшавших мостов построены новые, возведены красивые чугунные ограды.
 Все существующие мосты и ограды набережных и садов в районе Летних императорских резиденций создавались в разное время. Каменные мосты сохранились со второй половины 18 века, мосты 19 века строились с использованием чугуна, новейшие мосты 20 века – железобетонные и стальные. Создатели мостов- выдающиеся архитекторы и инженеры трех столетий выполнили их оформление в едином стиле прославления мощи России и побед русского оружия.  Декор оград составлен из боевых щитов, мечей, копий, секир, голов Медузы-Горгоны, двуглавых орлов. Широко используются для крепления решеток столбы в виде ликторских пучков – безлистных ветвей, перетянутых ремнями. Безлистные ветви—розги были одним из символом власти фараонов и римских императоров.
 От станции метро Канал Грибоедова можно совершить большую круговую экскурсию по водным границам Летних императорских резиденций, осмотреть сады, набережные и мосты, перекинутые через реки и каналы. Пройдя по каналу Грибоедова к Мойке и, выйдя на Фонтанку, можно пройти по направлению к Неве и мимо Летнего сада по Дворцовой набережной Невы направиться к Зимней канавке и к Зимнему дворцу Петра I.  

  
          Рис.3. Мосты и набережные канала Грибоедова

 При выходе со станции метро Канал Грибоедова вы попадаете на широкий Казанский мост, перекинутый через канал на главной магистрали города Невском проспекте рядом с Казанским собором. Этот низкий однопролетный кирпичный мост, облицованный гранитом, был построен в 1766 году под руководством Иллариона Голенищева - Кутузова.        
 Илларион Матвеевич Голенищев- Кутузов (1717-1784) - военный инженер, представитель древнего дворянского и графского рода, окончил основанную Петром I Инженерную школу в 1737 году. Автор проекта Екатерининского канала. Более 30-ти лет служил в инженерных войсках. С 1765 года генерал – майор Илларион Кутузов руководит работами по строительству Екатерининского канала. В результате к 1790 году заболоченная часть города между Мойкой и каналом была осушена, берега канала были облицованы тесаным камнем и установлены чугунные ограждения.


Рис. 4. Казанский мост на участке Невского проспекта перед Казанским собором. Казанский мост для жителей и гостей города является традиционным местом встреч у станции метро. После неоднократных ремонтов и реставраций он сохранил свой первоначальный вид. 
  
 Если вы пойдете по набережной канала к храму Спас на Крови, то попадете к Итальянскому мосту. Он расположен напротив Итальянской улицы, которая пересекает территорию третьего Летнего сада от канала Грибоедова до реки Фонтанки. Итальянский мост появился на канале в 1896 году.  В 1955 году был полностью перестроен по проекту инженера А.Д.Гутцайта и архитектора В.С.Васильковского.
Васильковский Владимир Сергеевич(1921-2002) - потомственный петербургский архитектор, заслуженный художник России, преподаватель, иллюстратор книг, автор памятников и мемориальных сооружений. Окончил архитектурный факультет Академии художеств в 1949 году. Автор проектов реконструкции и нового строительства нескольких мостов в Санкт-Петербурге.


 Рис. 5. Итальянский мост на канале Грибоедова.

    Итальянский мост- любимое место художников и пользуется популярностью у туристов. Здесь на фоне канала и храма Спас на Крови люди фотографируются на память о своем пребывании в Санкт-Петербурге.


Рис.6. Решётка Итальянского моста с воинскими доспехами, растительным орнаментом и пятиконечными звездами.

 Ажурная решётка моста из тонких чугунных стоек с растительным орнаментом и стилизованными воинскими доспехами, с пятиконечными звездами на щитах напоминают о сталинском архитектурном стиле послевоенных 40-х и 50-х годов.
 За Итальянским мостом перед храмом Спас на Крови вы ступаете на Ново-Конюшенный мост. Такое название дали мостам в районе Конюшенной площади, где при основателе города располагалось Придворное Конюшенное ведомство. Мост шириной 115 метров был создан для подвоза строительных материалов при возведении храма Спас на Крови в 1907 году. Современный железобетонный мост построен в 1967 году по проекту архитектора Л.А. Носкова и инженеров Ю.Л.Юркова и Л.Н.Соболева. Он соединяет 2 острова Казанский и Спасский.
Носков Лев Александрович (1903-1972) - один из крупнейших специалистов по проектированию мостов, советский архитектор. С 1936 по 1970 годы принимал участие в строительстве около 40 мостов Санкт –Петербурга. В районе Летних садов им создан также второй Садовый мост по Садовой улице у Михайловского замка.


Рис.7. Ново-Конюшенный мост с видом на часовню-ризницу при храме Спас на Крови. В часовне находится музей камня с экспозицией об истории строительстве и убранства храма Спас на Крови. Кованая решетка перил моста с изящным растительным орнаментом со спиральными ветвями выполнена в стиле модерн. 

 Чуть далее Ново-Конюшенного моста, в том месте, где Екатерининский канал был искусственно соединен с Мойкой, находится уникальный Трехарочный чугунный мост над истоком канала, построенный в 1830 -1832 годах вместо деревянных мостов.


Рис. 8. Вид на канал Грибоедова и Трёхарочный мост с Ново-Конюшенного моста. Одна из опор Трёхарочного моста находится на середине канала.

Мост имеет три крыла-моста. Первое- Малый Конюшенный мост- перекинут от берега Мойки к центру канала, от него влево и вправо отходят два других крыла – Театральный мост и Пешеходный мост, перекинутые через канал Грибоедова. Через Театральный мост в старые времена ездили и ходили на представления театра на Марсовом поле. Пешеходный мост является дамбой, которая перекрывает часть русла канала. Трехарочный мост соединяет три острова – Спасский, Адмиралтейский и Казанский. Этот мост был построен по руководством инженеров Вильгельма  фон Треттера и Егора Адама в соответствии с планами Карло Росси по обустройству города в районе Михайловского дворца.
Вильгельм (Василий Карлович) Треттер (1788-1859) - потомственный немецкий инженер –строитель. Родоначальник железного мостостроения и инженерных методов расчета прочности мостов. По приглашению Александра I в 1814 году приехал в Санкт-Петербург ведущим специалистом в области мостостроения. По расчетам Треттера мосты спроектированы в виде ажурных арок.
Егор Андреевич Адам (1794-1860) - инженер путей сообщения, генерал-майор, создатель гранитных набережных правого берега Невы в 1831-1834 годах. Окончил Санкт-Петербургский институт корпуса путей сообщения в 1811 году, с 1828 года – преподаватель этого института. Строил дороги и переправы во время русско-турецкой войны, несколько мостов в Санкт-Петербурге-Синий мост, Демидов мост, Ново-Никольский мост, Певческий мост. Был награжден орденами Святого Владимира и Святого Георгия.


Рис. 9.  Вид на Трехарочный мост от реки Мойки. Кораблик находится под пролетом Театрального моста. Правый пролет моста – Мало-Конюшенный мост -  располагается над Мойкой.

В 1999 году был произведен ремонт мостов, площадка Ново-Конюшенного моста была вымощена диабазом, автомобильное движение по мосту прекращено. Тройной мост сохранен после реставраций и ремонтов в неизменном виде в качестве шедевра мостостроения, единственного в своем роде.


 Рис. 10. Ограда Трехарочного моста.  В рисунке преобладает растительный орнамент, он идет по верхней и нижней полосе ограды. В середине рисунка ограды – театральная маска, обрамленная крупными листьями.

Этот оригинальный мост пользуется большой популярностью у новобрачных. На широком Мало-Конюшенном крыле моста отменено автомобильное движение, здесь проводят свадебные фотосессии и украшают архитектурные детали мостов свадебными подношениями в виде коллекционных замков.


Рис.11. Свадебная фотосессия на Трехарочном мосту.


Рис.12. Вид на Марсово поле (слева) и Михайловский сад (справа) с Мало-Конюшенного моста.  На среднем плане – Второй Садовый мост, справа от него Михайловский сад, слева- боковая аллея Марсова поля, на дальнем плане Михайловский замок. На переднем плане основание фонаря со свадебными подарками Гению места. Белый замок с голубками и надписью " Вместе навсегда" повешен на дужку большого красного замка -  в качестве символики вечного единения.


                                         




Комментариев нет :

Отправить комментарий