НАБЕРЕЖНЫЕ, МОСТЫ И ОГРАДЫ ЛЕТНИХ САДОВ. 2. Мосты и набережные реки Мойки.


                         


Рис.1. Местоположение мостов на реке Мойке
                 
С канала Грибоедова на Мойку в районе храма Вознесения Христова можно попасть через оригинальный Трёхарочный мост. Большое крыло этого моста - Мало-Конюшенный мост расположен над серединой канала и перекинут через Мойку. По Театральному и Мало-Конюшенному мостам выйдем на набережную Мойки. Отсюда, с этой гранитной набережной с ажурной чугунной оградой раскрывается панорама  всех Летних садов.


Рис.2. Вид на Марсово поле (слева) и Михайловский сад (справа) с Мало-Конюшенного моста.  На среднем плане – Второй Садовый мост, справа от него Михайловский сад, слева- боковая аллея Марсова поля, на дальнем плане Михайловский замок. 

 
Рис.3. Чугунная ограда набережной Мойки у Мало-Конюшенного моста с видом на пролёт Театрального моста.

За Мало-Конюшенным мостом от Михайловского сада к Марсову полю через Мойку протянуты два Садовых моста. Они расположены на месте Царицыных мостов – деревянных переправ петровского времени. За Мало-Конюшенным мостом в направлении к Летнему саду через Мойку перекинут Второй Садовый мост. Он соединяет Марсово поле с той частью Михайловского сада, где находится храм Спаса на Крови.


Рис.4. Второй Садовый (ранее  Второй Царицын) мост через Мойку от Михайловского сада и храма Спас на Крови к Марсову полю.

 Второй Садовый мост, построен в стиле, едином с Инженерным и Первым Садовым мостами начала 19 -го века, расположенными далее по Мойке и ближе к Летнему саду Петра I. Этот мост построен в 1967 по проекту архитектора Л.А.Носкова и инженера Е.А.Болтуновой. Однопролетный железобетонный мост классического стиля на опорах, облицованных гранитом. Мост украшают торшеры с фонарями, выполненные в форме фасций- ликторских пучков, перетянутых позолоченными лентами, с боевыми щитами между ремней.

  
Рис.5.Декоративное оформление решетки Второго Садового моста.

  Ограда моста с атрибутами воинской доблести выполнена в классическом стиле. Богатое декоративное украшение включает щиты, стрелы с оперением, боевые топоры, копья. Колонны решетки представлены ликторскими пучками, обтянутыми ремнями, с двусторонними боевыми топорами на концах. Низ ограды украшен меандровым узором.


Рис.6 . Вид на реку Мойку со Второго Садового моста. На дальнем плане- Первый Садовый мост и Михайловский замок.
  
Первый Садовый мост через Мойку - участок Садовой улицы у Михайловского замка. В современном виде мост построен по проекту архитектора Льва Ильина и инженера Андрея Пшеницкого в 1907- 1908 годах.
 Лев Александрович Ильин (1849-1942) –русский архитектор первой половины 20 века. Обучался в кадетском корпусе и Институте гражданских инженеров. Занимался изучением и строительством мостов в стиле петербургского ретро. Был главным архитектором города в 1925-38 годах, создателем и первым директором Музея города, с 1940-го года-член-корреспондент Академии архитектуры. В течение жизни подвергался репрессиям за свое дворянское происхождение. Погиб в блокадном Ленинграде от ранения осколком снаряда в 1942 году.
 Андрей (Анджей) Павлович Пшеницкий (1869-1941) - выдающийся польский инженер-строитель, автор многочисленных мостов. Окончил Санкт-Петербургский Институт Путей Сообщения, был профессором этого Института и работал в департаменте управления городскими мостами. В 1908 году выиграл международный конкурс проектов Дворцового моста. Строил Троицкий (1903) и Дворцовый (1912-1916) мосты в Санкт-Петербурге. В !921 году переехал в Варшаву.
Первый Садовый мост металлический, держится на старых каменных опорах. Он сменил однопролетный каменный арочный мост Карла Росси и Пьера Доминика Базена постройки 1836 года, который в свою очередь был поставлен на месте деревянного моста петровского времени.


Рис.7. Первый Садовый мост через Мойку на гранитных опорах от старого каменного моста. 
 Мост украшен торшерами на столбах из ликторских пучков, перевязанных позолоченными лентами. С римским боевым щитом на столбах и орлом на верхушке столба.


Рис.8. Решетка Первого Садового моста выполнена по рисунку Карло Росси.


Рис. 9. Вид на реку Мойку с Первого Садового моста.  Слева – Нижний Лебяжий мост в створе Лебяжьей канавки, на дальнем плане - Инженерный мост.

Современный однопролетный железобетонный Нижний Лебяжий мост перекинут над Лебяжьей канавкой в створе Мойки. Он построен по проекту инженеров Бориса Васильева и А.Л.Соларева в 1925 году на месте каменного с гранитными сводами и арками моста 30-х годов 19 века инженера Пьера Базена .
Васильев Борис Дмитриевич (1890-1963) - генерал-майор инженерных войск, заслуженный деятель науки и техники России, доктор технических наук, профессор кафедры геотехники института инженеров коммунального строительства, заведующий кафедрой основания фундаментов того же института.
 Нижний Лебяжий мост облицован гранитными плитами и по внешнему виду похож на старый гранитный мост. Украшением моста являются металлические перила, выполненные по рисунку Карло Росси. Орнамент включает атрибуты воинской славы – щит, копья в сочетании со стеблями растений. Столбы в форме связки стянутых ремнями прутьев. Звенья решетки держатся на так называемых ликторских пучках –эмблемах высшей власти.


Рис.10. Чугунная решетка ограждения Нижнего Лебяжьего моста. Оформление перил моста включает щиты и копья, обвитые стеблями растений, цветы и ликторские пучки.


Рис.11. Вид на Мойку с Инженерного моста. На дальнем плане прямо – Первый Садовый мост, справа – невысокая арка Нижнего Лебяжьего моста в створе Лебяжьей канавки.

 Инженерный мост соединяет Летний сад с территорией Михайловского замка в районе набережной Фонтанки. Название моста связано с переименованием Михайловского замка после размещения в его стенах в 1823 году Главного инженерного училища. Чугунный мост на опорах, облицованных гранитом, построен в 1825 году по проекту французских инженеров Пьера Базена и Эмиля Клайперона. В 50-х годах 20-го века мост был отремонтирован - проезжая часть моста из чугуна была заменена железобетонными и стальными деталями.
Базен Пьер-Доминик (1786-1838) - инженер путей сообщения, математик, механик, генерал-лейтенант, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук, профессор Института инженеров путей сообщения. Приехал в Россию в 1810 году из Франции по приглашению императора Александра I для учреждения в России корпуса инженеров путей сообщения. Во время наполеоновских войн с 1810 по 1815 годы уехал из столицы России в провинцию, где работал в разных частях страны вплоть до Иркутска. В Санкт-Петербурге строил Обводный канал, заводы и цепные мосты. Возводил гранитные шлюзы в Шлиссельбурге. Награжден многими наградами России и Франции. В 1834 году вернулся на родину.
Клайперон Бенуа Поль Эмиль (1799-1864) – выдающийся французский физик и военный инженер. С 1820 года работал в России в качестве заведующего кафедрой механики и химии Института инженеров путей сообщения. В России занимался углублением рек и каналов, сооружением шлюзов, строительством мостов.  Исследовал свойства российских минералов, изобрел русский бетон. С 1830-го года член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук. В 1831 году вернулся во Францию.


Рис.12. Инженерный мост над Мойкой в створе Фонтанки. Металлическое ограждение моста со щитами с изображением Медузы-Горгоны, копьями, мечами, ликторскими пучками с двойными секирами на концах пучков выполнено по рисунку Людвига Шерлеманя.- автора решетки Летнего сада со стороны реки Мойки.

Декоративное оформление моста отличается богатым дизайном. Арки моста украшены накладными щитами и шлемами. Торшеры – фонари на мосту составлены из шестигранных копий, соединённых в связки венками, столбы решетки ограждения выполнены в форме ликторских пучков. В рисунок оград включены щиты, мечи головы Медузы-Горгоны.


Рис.13. Ограда набережной Мойки у Михайловского замка напротив Летнего сада Петра I.

Украшения чугунных ограждений мостов и набережной Мойки в районе Летнего сада соответствует рисунку ограды Летнего сада, выполненному по проекту Людвига Шерлеманя. Эта ограда Летнего сада со стороны Мойки была установлена в 1825 году.
Людвиг Иванович Шерлемань (1784-1845) - русский архитектор , представитель французской династии академиков архитекторы и художеств. Отец Людвига художник Жан Батист Боде – Шерлемань (1734-1789) приехал в Россию по приглашению Екатерины II в 1777 году. Людвиг Шерлемань окончил Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств в 1806 году. Работал в качестве главного придворного архитектора по переделке дворцов, устройству праздников. Представитель архитектурного стиля ампир, ученик архитектора Луиджи Руска. Труды архитектора отмечались чинами , орденами и ценными подарками монархов.

 
Рис.14. Ограда Летнего сада с воротами, декорированными двуглавыми орлами, была отлита и установлена в 1825 году по проекту Людвига Шерлеманя.

 
Рис.15. Ограда Летнего сада украшена воинской атрибутикой - щитами с головой Медузы-Горгоны, копьями, мечами, ликторскими пучками с двойной секирой.


  Рис.16. Декор решетки ограды Летнего сада со стороны Мойки - напоминание о победах русского оружия в войнах с Наполеоном.
       

    


                 
                                      




Комментариев нет :

Отправить комментарий