Регулярный парк Елизаветы Петровны в Царском Селе. Часть1.Придворцовый (Верхний) сад


                                 
                                               

Небольшой “Старый голландский сад” Екатерины I -матери Елизаветы Петровны
оберархитектор Франческо Бартоломео Растрелли в середине 18 века превратил в барочный садовый ансамбль на террасах с партером, с анфиладой зеленых кабинетов, живых изгородей, с беломраморной скульптурой, роскошными павильонами и изящной садовой мебелью. Этот регулярный сад перед южным фасадом дворца в разное время делили на Верхний, Нижний и Дикую рощу или называли его просто Старым Садом. В начале двухтысячных годов сад восстановлен в виде, близком к тому, каким его видели современники императрицы.

Рис.1.  Современный регулярный парк ограничен Продольным каналом, Нижними прудами, Большим озером, Камероновой галереей и южным фасадом дворца.

Этот небольшой парк перед дворцом на южном склоне холма реконструирован с учётом архивных материалов по проекту архитектора Н.Е.Тумановой.
Рис.2 . Вход в регулярную часть Екатерининского парка в истоке Продольного канала отмечен маленьким гротом из местного пудостского известняка с небольшим фонтаном Лебедь.

Рис.3 . Войдя через Лицейский вход в парк рядом с фонтаном Лебедь, Вы услышите звуки флейты. Здесь посетителей встречает волшебник- музыкант Сасун Аракелян.

Чарующие звуки его флейты много лет с ранней весны до поздней осени звучат под зелёными сводами Екатерининского парка.
Рис.4. Современный регулярный сад Екатерининского парка с учётом старых названий можно разделить на 3 части: Придворцовую (Верхний сад) перед южным (юго-восточным) фасадом дворца, среднюю-Гротовую (Нижний сад) с павильоном Грот на берегу Большого пруда и дальнюю- Эрмитажную (Дикая роща) с павильоном Эрмитаж в центре рощи.

Придворцовый сад располагается на 3-х искусственных террасах перед дворцом. Его регулярная планировка включает квадраты двух узорных газонов, шести газонных лужаек и двух прудов.
Рис.5. Регулярный сад примыкает к стенам дворца.

Придворцовая часть- это открытое пространство перед дворцом– партер с двумя газонами, с шестью квадратными лужайками (боскетами) и двумя Зеркальными прудами, расположенными на трёх нешироких искусственных террасах перед дворцом.
Рис.6 . План Придворцовой партерной части регулярного сада.

Рис. 7. От стен дворца хорошо просматривается открытая часть сада с рисунками узорных газонов, квадратами лужаек и Зеркальными прудами. В конце Главной аллеи белеет здание Эрмитажа, окружённого Эрмитажной рощей.

Рис.8.  Ось регулярного сада проходит через центр дворца, от того места, где был главный вход в “Старый дом” императрицы Екатерины I - матери Елизаветы Петровны.

Скульптуры, расставленные по бокам этого крыльца и вдоль аллей сада в своё время были куплены в Италии для Летнего сада Петра I . Они предназначались для приобщения народа к западноевропейской культуре. В саду Елизаветы Петровны они символизировали преемственность политических целей Российского государства, намеченных её отцом.
Открытое пространство перед дворцом является иллюстрацией регулярной планировки садов барокко. По традициям барокко партер делили на цветочный, газонный и водяой. Цветочный партер составлялся из цветников разного вида и сложности. Газонный тоже был различным, начиная от чистых зелёных травяных участков и кончая рощицами с регулярно косимым травяным покровом. В водяной части партера следовало устроить фонтаны или пруды. Участки партера имели правильную квадратную форму и симметричное расположение.
Рис. 9 . На первой садовой террасе перед Екатерининским дворцом устроены два квадрата с узором на поверхности земли. Узор газона выложен из цветного гравия и дёрна.

 Такой рисунок называется вышивкой, он напоминаниет о богато расшитых костюмах времён барокко. Узор смотрится как красочный ковёр с затейливым барочным орнаментом.
Рис. 10.По бокам узорного газона на этой террасе расположены зелёные лужайки с высокими деревьями, ограниченные живой изгородью.  В центре левого квадрата находится скульптурная аллегория Мир – женская фигура с опущенным к земле факелом войны.

Рис.11. В центре узора правого квадрата – аллегорическая женская фигура под названием Великолепие.

Скульптуры в центре квадратов партера - аллегории Мира и Великолепия олицетворяют Россию. Женские фигуры стоят в горделивой позе, одна держит в правой руке опущенный вниз факел войны, другая – попирает ногой льва-Швецию, извечного врага на северных пределах Российского государства.
Пройдём по главной Эрмитажной аллее сада по направлению к Зеркальным прудам.
Рис.12 . Гранитный спуск лестницы на вторую террасу отмечен статуями Персея и Андромеды. Персей-сын бога Зевса и земной женщин Данаи, победитель Медузы-Горгоны держит в правой руке голову Медузы. Царевна Андромеда прикована цепями к скале и застыла в ожидании смерти в пасти морского чудища.

Рис.13 . На второй террасе разбиты четыре квадратных газона-лужайки, по две с каждой стороны от центральной аллеи.

Лужайки представляют собой стриженый газон с отдельно стоящими деревьями. Между деревьями расставлены бюсты античных богов. На главной аллее на лужайках первыми нам встречаются изображения римских богов- Беллоны и Вакха.
Рис.14. Беллона –древнеримская богиня войны, защитница Отечества.

Эта богиня почиталась как сестра Марса. Её считали матерью свирепых амазонок. За 3 века до новой эры после покорения государства этрусков Беллоне был поставлен храм на Марсовом поле в Риме. Беллону изображали в воинских доспехах и плюмажном шлеме, с копьём или мечом в руке. Храм богини Беллоны на Марсовом поле олицетворял чужие земли. Перед воинскими походами на территории храма Беллоны проводились ритуальные собрания, на которых жрецы метали копья, имитируя древний обряд объявления войны и начала военных действий.
Рис.15 . Напротив Беллоны мы видим мирного бога Вакха.  Вакх- бог виноградарства и виноделия древних греков и римлян. Венок из ветви винограда с гроздью плодов – непременный атрибут почитаемого во все времена бога Вакха, Бахуса, Диониса.

С культом бога виноделия в древности были связаны так называемые дионисии или вакханалии – ритуальные собрания, во время которых их участники впадали в трансовые состояния под влиянием вина и галлюциногенных напитков. Большое значение при проведении этих собраний имели театрализованные представления с музыкой и танцами. Цель вакханалий заключалась в соединении с богом ради отвлечения от проблем обыденной жизни.
Следующий лестничный спуск к террасе с Зеркальными прудами отмечен статуями Амфитриты и Галатеи- божеств водной стихии.
Рис.16 . Амфитрита- царица морей, жена бога Посейдона--владыки морей и океанов.

Посейдон- один из триады главных олимпийских богов, равный Зевсу и Аиду. Будучи намного ниже рангом, чем Посейдон, морская богиня Амфитрита, боясь отвечать на притязания Посейдона, пряталась от него в глубокой морской пещере. Дельфин Посейдона помог найти Амфитриту, после чего она стала женой и соправительницей Посейдона.
Рис.17.Галатея- нимфа спокойных, блестящих на солнце морских вод.

Рис.18. Пройдя по Главной аллее мимо Амфитриты и Галатеи, мы спускаемся на третью террасу с Зеркальными прудами.

Рис.19. Два Зеркальных пруда на последней террасе перед Гротовой частью парка имеют квадратную форму. В зеркале прудов на поверхности воды отражаются деревья, полоса живой изгороди, скульптура и дворец.

Рис.20 . Выемки в углах пруда и бороздки гранитного края берегов создают эффект обрамления картины, отражённой в зеркале прудов.

Рис.21. Прекрасный вид на террасу с Зеркальными прудами открывается с Камероновой галереи. На левой стороне снимка-живая изгородь, зеленый откос террасы, белые скамейки вдоль аллеи перед прудами.

Рис.22. На краю левого Зеркального пруда рядом с Продольным каналом находится павильон Верхняя ванна. Построен архитектором Ильёй Неёловым в 1777-1779 годах при Екатерине II в качестве бани для императорской семьи. Внутри павильона размещался бассейн, комнаты для мытья, а в центре-восьмигранный зал для отдыха.

Неёлов Илья Васильевич- сын придворного архитектора Василия Ивановича Неёлова, родился в 1745 году. Окончил Императорскую Академию художеств с золотой и серебряной медалями за свои учебные проекты. В 1770 году отправлен пенсионером в Рим, За выдающиеся способности в 1774 году был избран членом Болонской Академии. По возвращению в Россию становится придворным архитектором Царского Села.
Рис.23. Центральный зал Верхней ванны оформлен копиями живописи из Золотого дома императора Нерона в древнем Риме. Сюжет росписи плафона иллюстрирует древнегреческий миф о гибели Фаэтона- сына бога Солнца Гелиоса.

Рис.24. Юный сын бога Солнца захотел покататься по небу на колеснице отца.

Он запряг колесницу и понёсся над небосводом. Не умея управлять лошадьми, Фаэтон испугался небесных зверей и выпустил вожжи из рук. Кони понеслись над самой Землёй, пламя охватило города, горы, закипела вода в реках и морях. Чтобы спасти Землю Зевсу пришлось разбить молнией колесницу и горящий Фаэтон упал в воды реки Эридан.
Рис.25. На аллее старых листвениц при переходе из Придворцовой партерной части сада в Гротовую можно сесть на лошадиную упряжку и покататься по парку с надёжным возницей.                                   




Комментариев нет :

Отправить комментарий