Регулярный парк Елизаветы Петровны в Царском Селе ( часть 3. Эрмитажная роща ).

Регулярный парк Елизаветы Петровны в Царском Селе. Часть 3. Эрмитажная ( Дикая ) роща.

                                                           Аллеи Эрмитажной рощи.

Эрмитажная часть регулярного парка находится на искусственном острове. Границами его служат Продольный и Рыбный каналы, берега Большого озера и трёх Нижних прудов, в своё время прокопанных в русле бывшего ручья Вангази.
Рис.1. Местоположение Эрмитажной рощи в регулярном парке при Екатерининском дворце. 

Рис.2. В Эрмитажную рощу можно попасть со стороны входа перед дворцом и через Эрмитажную кухню.

Рис.3. Эрмитажная кухня находится в конце короткой аллеи, идущей от Продольного канала к Эрмитажу. Она была построена в 1775-1776 годах архитектором Василием Неёловым.  Арка в центре. неоштукатуренные стены с лепными украшениями, зубчатый парапет и зубцы над ярусами башни напоминают готические замки Англии.

Неёлов Василий Иванович ( 1721-1782 ) - глава семьи царскосельских архитекторов паркостроителей, архитектор широкого профиля, декоратор и паркостроитель.  Родился в семье сержанта Преображенского полка. Начал работать с 14 лет в должности архитектурного ученика  канцелярии строений Царского Села с Франческо Бартоломео Растрелли и Саввой Чевакинским при строительстве Екатерининского Дворца.  С 1750 года по указу Елизаветы Петровны Василий Неёлов координирует создание  интерьеров дворца, с 1760 -гоосуществляет руководство строительными и парковыми работами.
  
Рис.4. Другое название Эрмитажной кухни – Красные ворота.  Это одноэтажное краснокирпичное здание имело двойное назначение. Оно использовалось как кухня и служило входом в парк. Арка этого павильона служит входом в Эрмитажную часть регулярного парка.

Рис.5. В центре Дикой рощи по желанию Елизаветы Петровны в 1744-1754 годах был построен садовый павильон Эрмитаж ( архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов).

Земцов Михаил Григорьевич (1688-1743)- русский зодчий из плеяды первых строителей Санкт-Петербурга. Родился в Москве, был переселён в новую столицу в 1709 году. В 1710 году по приказу царя отдан в ученики первому архитектору города Доменико Трезини. С 1723 году по поручению царя работает по найму строительных рабочих в Швеции , в 1724 году получает звание архитектора, с 1725 года по 1732 работает в Комиссии строений Санкт-Петербурга. является руководителем архитектурной команды-первой школы русских архитекторов, будущих строителей городов России.  В 1743 году получил чин полковника.
Квасов Андрей Васильевич (1720-1777) - брат архитектора Алексея Васильевича Квасова. С 1734 года- ученик архитектора М.Г.Земцова, с 1743 года в качестве архитектурного подмастерья работает в Царском Селе на возведении Екатерининского дворца с Земцовым, с 1745 по 1751 – с Саввой Чевакинским. Русский зодчий, творивший в стиле елизаветинского барокко.  Планировал и строил дворцы и усадьбы российской и украинской знати.  
 По традиции Эрмитажную часть парка называют Дикой рощей.  При регулярной планировке аллей деревья здесь никогда не стригли и содержали насаждения в разреженном состоянии.

Рис.6. От Екатерининского дворца к павильону  Эрмитаж проложена главная аллея регулярного парка, которую называют Эрмитажной аллеей.

Рис.7. От главной аллеи отходят симметричные боковые лучевые аллеи.

Рис.8. От Эрмитажа в разные стороны отходят восемь дорожек-аллей, они пересекают Дикую рощу во всех направлениях.

У садовников был небольшой выбор древесных пород при создании Эрмитажной рощи.  После неудачного эксперимента с заменой насаждений из местных деревьев на бук, граб, самшит и другие иноземные породы им пришлось довольствоваться российскими  видами - лиственницей, елью, липой, клёном, вязом, ясенем, рябиной, ольхой. В Эрмитажной роще эти деревья посажены в разных сочетаниях с учётом их декоративных качеств, созданы уголки из теневыносливых и светолюбивых пород деревьев.

Рис.9 . В осеннем аспекте желтеющая хвоя лиственниц создаёт фон для тёмнозелёных конусовидных крон елей.

Рис.10. Уголок рощи, где разновозрастные насаждения из липы и дуба чередуются с небольшими полянами. Здесь в хорошую погоду много солнечного света. 


Рис.11. Главная Эрмитажная аллея регулярного парка пересекает Дикую рощу и приводит к берегам Нижних прудов. Здесь на берегу Второго Нижнего пруда у Морейского обелиска она кончается. Обелиск поставлен при Екатерине II по проекту Антонио Ринальди в 1771 году. в честь победы русского флота у полуострова Морея в русско-турецкой войне 1768-1774 годов.

Рис.12. Морейская ростральная колонна является мемориальным памятником.

      Морейская колонна - это малая ростральная колонна из серо-голубого мрамора. Она посвящена победе русских воинов  на полуострове Морея в Средиземном море  в период русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Главный декоративный элемент колонны – ростры в форме корабельных  носовых частей  вознесены на вершину колонны. Колонна имеет высоту 7 метров. Она поставлена на четырехгранное двухступенчатое основание. Надпись на бронзовой доске напоминает:”…войск российских было 600 человек… в плен взято шесть тысяч!”.

Рис.13.  Эрмитаж просматривается отовсюду, со всех уголков Дикой рощи. Лазоревый цвет его стен, белые колонны и охра ранее позолоченных деталей просвечивают сквозь разреженный строй деревьев.

                                                       Садовый павильон Эрмитаж
Эрмитаж в переводе с французского языка означает “хижина отшельника”. Убогая хижина в зарослях деревьев и кустарников на краю регулярного сада была одной из затей барочных садов Европы.

Рис.1. Эрмитаж Елизаветы Петровны – это маленькая копия Екатерининского дворца, роскошный павильон для неофициальных встреч членов императорской фамилии с высокопоставленными гостями ( архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов).


Рис.2. В плане здание представляет собой восьмигранный двухъярусный объём с центральным восьмиугольным залом, к которому примыкают четыре короткие галереи с кабинетами, расположенными по двум осям здания.

Внешнее и внутреннее декоративное оформление Эрмитажа выполнялось под руководством Франческо Бартоломео Растрелли.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)-  выдающийся русский архитектор, сын итальянского скульптора Карло Бартоломео  Растрелли, который в 1715 году вместе с семьёй приехал в Россию по приглашению Петра I. Обучался у своего отца, несколько раз выезжал для обучения в Италию и Францию. Основоположник елизаветинского барокко, оберархитектор императриц Анны Иоановны и Елизаветы Петровны.
Двойные белоснежные колонны, купол-шатёр над центральным залом. лепнина, вазы и скульптуры служили внешнему украшению здания. Вазы, лепнина, решётки балконов и статуи были позолочены и выделялись на фоне белых колонн и бирюзовых стен. Эрмитаж обнесён балюстрадой над широким рвом, заполненным водой. Через ров перекинуты подъёмные мостики. Площадка перед зданием выложена шахматным орнаментом из белых и синих плиток.

Рис.3. Внутреннее оформление залов Эрмитажа выполнено в стиле елизаветинского барокко, едином с декором Золотой анфилады Екатерининского дворца.

Рис.4. Восьмиугольный Большой зал на верхнем этаже Эрмитажа со всех сторон прорезан широкими высокими окнами-дверями с выходами на балконы. Зеркала и золочёная резьба в простенках и над сводами дверей служат украшением зала.


Рис.5. Зелень деревьев в обрамлении золотых узоров решёток балконов и стен создавали особую камерную обстановку императорских приёмов.

Создатели Эрмитажа по указанию императрицы сделали всё возможное для того, чтобы удивить высоких гостей. Эрмитаж был оборудован специальными приспособлениями для подачи и уборки блюд, что позволяло обходиться без присутствия слуг на трапезах. Тарелки обеденной сервировки ставились на серебряные круги, которые во время трапезы на длинных шестах поднимались с заказанным блюдом на стол или опускались вниз после еды. Это давало возможность обсуждать дела с дипломатами, послами и высокими гостями и принимать важные государственные решения без посторонних лиц.

Рис.6. Обеденные столы имели специальные металлические тарелки - приспособления для подачи и уборки еды.

Рис.7. Все столы в зале после трапезы опускались на нижний этаж.

Рис.8. Пол под столами поднимался и обеденный зал превращался в танцевальный.

Рис.9. На нижних этажах здания располагались кухни и механизмы для передвижения столов и блюд наверху. Здесь суетились слуги, обслуживающие императорские приёмы и обеды. При Екатерине II и после неё еду готовили в Эрмитажной кухне.

Приёмы сопровождались музыкой, танцами и обильной трапезой. Царские трапезы были особой доверительной формой общения царской семьи со своим окружением. За проведение приёмов в Эрмитаже отвечала гофмаршальская часть во главе с обергофмаршалом. Придворные чины разного ранга отвечали за вина, напитки, кондитерские изделия, за сервировку, за обслуживание столов, за приготовление чая, кофе, за конфеты, десерты, санитарное состояние, освещение, украшения на столах и многое другое.

Рис.10. Роскошной сервировке праздничного стола уделялось особое внимание.. При Елизавете Петровне столы сервировались предметами из саксонских фарфорофых сервизов. 

Первый собственный фарфор появился в России во второй половине 18-го века.
До изобретения российского фарфора на царских парадных трапезах использовалась посуда из драгоценных металлов-золота и серебра. Большие блюда, тарелки, различные кубки и ковши, стаканы, чарки представляли собой произведения ювелирного искусства. Русские мастера использовали для украшения посуды чеканку, литьё, серебрение и золочение, разноцветные эмали, драгоценные и цветные камни.

Рис.11. Тарелка царя Алексея Михайловича. Изготовлена в 1667 году в мастерских Московского Кремля мастерами Леонтием Константиновым и Иваном Юрьевым. Золото, драгоценные камни, эмаль и именная надпись отличают царский столовый предмет.

Посуда из драгоценных металлов использовалась не только для царских застолий. Она служила дипломатическими подарками. Обычными были столовые предметы из меди и олова, а также деревянные и глиняные. Фарфор считался предметом роскоши, фарфоровые китайские изделия ценились на вес золота. Кроме китайских изделий Россия ввозила из Саксонии мейсенский фарфор. Европейский фарфор был изобретён в начале 18-го века учёным физиком Еренфридом фон Чирнхаусом и алхимиком Иоганном Бёттгером.  Производство фарфора в России было налажено в середине 18-го века, на половину века позже, чем в Германии и Франции.
По указу Елизаветы Петровны в 1744 году были начаты работы по изобретению фарфора. В это время из Германии вернулся пенсионер Дмитрий Виноградов. Долгих девять лет он постигал премудрости химии, металлургии и горного дела. Сын суздальского священника Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758) даже по немецким меркам был чрезвычайно любознателен и трудолюбив, досконально изучил все тонкости технологий горного и рудного дела. Сразу по прибытии в Россию он сдал экзамены на должность горного инженера и получил тайное задание раскрыть секрет изготовления фарфора и наладить производство фарфоровых изделий.
Изобретатель был поставлен в неимоверно тяжёлые условия. Чтобы не разгласить секрета работы, ему запрещалось выходить из мастерской, опыты он записывал специальным шифром, чем ближе он подходил к разгадке секрета, тем  более ужесточались условия жизни, в конце-концов он работал прикованным цепью к горну, где производил обжиг первых изделий из фарфора.  Та же судьба была у немецкого алхимика - цепь на ноге, издевательства над творцом, достигшем немыслимого результата в своих исканиях. Оба изобретателя погибли в возрасте 37 и 38 лет. Плоды трудов достались надзирателям  и промышленникам, развернувшим производство фарфора. В коллекции фарфора Царскосельского музея сохранились несколько изделий, принадлежавших императрице, автором которых является Дмитрий Виноградов.

Рис.12. Чайный сервиз Елизаветы Петровны. Чайник, сахарница и чайная пара чашек с крышкой и блюдцем –копии первых изделий, выполненных на Парцелиновой мануфактуре , как тогда назывался императорский фарфоровый завод. Сервиз декорирован под золотую посуду с элементами барокко – золото, богатая роспись, лепка.

Одной из особых забот императрицы было живописное украшение залов Эрмитажа. Прекрасная живопись была выполнена лучшими итальянскими и русскими художниками-декораторами.

Рис.13. Всё пространство стен и потолков Эрмитажа заполнено картинами на аллегорические сюжеты, славящие богоизбранную императрицу-самодержицу.

Рис.14. Плафон Большого зала изображает сцену из жизни богов -  пир богов на Олимпе.

В центре плафона –небо с облаками и главными действующими лицами. В розовом сиянии солнечных лучей у стола с золотыми предметами сервировки сидят Юпитер и Юнона. Они приглашают богов на свой пир. На пир собираются Аполлон и охотница Диана с луком в руках, Плутон со своим Цербером, Прозерпина и Амфитрита, Галатея и Нептун, Церера и Бахус, Венера, Марс и Флора.

Рис.15. Плафон окаймлён полосой живописи в форме архитектурной декорации с аллегорическими сюжетами. На фоне голубого неба в окружении своих гениев и ангелов процветают Науки и Искусства, осыпаемые дарами крылатой богини Фортуны.

Роскошная живописное оформление Эрмитажа была выполнена по проекту Джузеппе Валериани русскими мастерами ''живописной команды’’ под руководством Ивана Вишнякова и Антонио Перезинотти.
Джузеппе Валериани (1708-1762)-итальянский художник и декоратор, мастер перспективной живописи. Родился в Риме, учился в Венеции. В Россию приехал в 1742 году. Работал в духе позднего барокко. Работы Валериани –росписи плафонов и стенных панно в дворцовых помещениях исполнены в стиле архитектурной декорации. С 1742 года был главным декоратором придворного театра Елизаветы Петровны. С 1748 года преподавал в Академии Художеств.
Антонио Перезинотти (1708-1778)-итальянский живописец, уроженец Болоньи. В 1742 году приехал в Россию вместе с Джузеппе Валериани. Работал в стиле позднего барокко, выполнял декоративные работы во дворцах и церквях. С 1743 года-придворный живописец, с 1767 года-академик, преподавал в Академии Художеств перспективную живопись.
Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)-русский художник, с 1739 по 1761 годы-руководитель ”Живописной команды” при “Канцелярии от строений её императорского величества домов и садов”. Родился в семье московского ремесленника, шатёрных дел мастера. В пятнадцатилетнем возрасте переехал в новую столицу, где начал работать в качестве ученика в Живописной команде. Считается учеником Андрея Матвеева и Луи Каравака. Работал как художник-монументалист и портретист. В его работах соединены принципы русской живописной школы и европейского рококо. В Живописной команде прошёл путь от ученика, прапорщика, капитана, коллежского асессора до надворного советника, за заслуги получил дворянское звание. После его смерти в 1761 году старший сын Иван Иванович Вишняков принял руководство Живописной командой.  До нашего времени дошло несколько портретов кисти Ивана Вишнякова-старшего, а все монументальные произведения растворились в потоке времени.
После Елизаветы Петровны идею создания художественно оформленного Эрмитажа подхватила императрица Екатерина II. Собственную коллекции живописи она хранила в Санкт-Петербурге в специальном помещении Зимнего дворца, которое называлось Эрмитажем. Согласно посмертной описи имущества Екатерины Великой к 1796 году в её коллекции насчитывалось 3996 картин. До середины 19-го века посещать императорское Эрмитажное собрание могли только избранные лица по специальному разрешению. Нынешний Эрмитаж в Санкт-Петербурге, построенный Николаем I, внуком Екатерины II – один из самых известных и посещаемых музеев мира. В нём насчитывается 350 залов и хранится более 3-х миллионов экспонатов. В течение одного года Эрмитаж посещают более 2.5 млн человек.









  










  

Комментариев нет :

Отправить комментарий