Мемориальные сооружения в Екатерининском парке

    Строительство ансамбля пейзажного Екатерининского парка проводилось под непосредственным руководством Екатерины Великой.   В соавторстве с придворными архитекторами – Василием и Ильёй Неёловыми, Юрием Фельтеном, Антонио Ринальди, Чарльзом Камероном и  Джакомо Кваренги императрица создавала модель своего царствования.
    Одно из желаний владелицы Царскосельской резиденции состояло в стремлении утвердить себя преемницей Петра Великого. В создаваемом ею пейзажном парке появились памятники военных побед её империи за выход России к южным морям -Турецкая башня,  Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Морейская и Крымская колонны.

Рис.1.Турецкая башня – руина построена в 1771 году по проекту Юрия Фельтена. Надпись на башне напоминает о русско – турецкой войне 1768 –1774 годов : “ На память войны , объявленной турками России сей камень поставлен”.

Рис. 2.  Это огромное декоративное сооружение – столб в виде древней крепости находится  на южной окраине парка в соседстве с Орловскими триумфальными воротами.

     В начале 1770-х годов несколько монументов - обелисков в честь побед русской армии в войне с Турцией были созданы итальянским архитектором Антонио Ринальди.
     Ринальди Антонио (1709 – 1794 ) – ученик ведущего итальянского зодчего позднего барокко Луиджи Вантивелли - был приглашен в Россию в 1751 году, в период царствования Елизаветы Петровны, для строительства резиденции гетмана Малороссии К.Г.Разумовского. После постройки дворца он приезжает в Санкт-Петербург и становится архитектором так называемого “ малого двора  “ – двора наследника престола и будущего императора Петра III и его жены великой княгини Екатерины Алексеевны – будущей императрицы Екатерины Великой. Он строит для великокняжеской четы в резиденции Ораниенбаум ансамбль Собственной дачи – Дворец Петра III, Китайский дворец, Павильон Катальной горки и другие сооружения. После восшествия на престол Екатерины II Ринальди работает над строительством Мраморного Дворца в Санкт -Петербурге и Гатчинского дворца в Гатчине для фаворита императрицы Григория Орлова. В течение 40 лет до глубокой старости Ринальди работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, строил дворцы, общественные здания , церкви, дворцово-парковые ансамбли.  В Царском Селе Ринальди работал с начала  70-х годов. Он вернулся на родину в начале 90-х годов  18 века. Одновременно с созданием пейзажной планировки парка он проектировал и возводил памятники российской славы.

Рис.3. Морейская колонна создана Антонио Ринальди в 1771 году. Она расположена за Дикой рощей  у Чертова моста на берегу первого из Нижних прудов. Эта малая ростральная колонна из серо-голубого мрамора посвящена победе русских воинов  на полуострове Морея в Средиземном море.

Рис.4. Главный декоративный элемент колонны – ростры в форме корабельных  носовых частей  вознесены на её вершину. Колонна  имеет высоту 7 метров. Она поставлена на четырехгранное двухступенчатое основание. Надпись на бронзовой доске напоминает: ”…войск российских было 600 человек… в плен взято шесть тысяч!”.


Рис.5.Кагульский обелиск воздвигнут в 1771 -1772 годах в честь победы над турецкой армией  в битве на реке Кагул. Четырехгранный обелиск с гранями из темно-серого мрамора со светлыми вертикальными прожилками  создает впечатление  устремленности ввысь.


Рис.6. Надпись на бронзовой доске гласит: “ В память победы при  реке Кагуле в Молдавии июля 21-го дня 1770 года под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом  семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея с силою полтораста тысячною”.

Рис.7. Чесменская колонна сооружена по проекту Антонио Ринальди в 1771-1778 годах. Работы по созданию этой 25-метровой колонны  проводились одновременно с перепланировкой парка и углублением Большого пруда. Колонна возвышается над водами Большого пруда и посвящена  победе  российского флота  в Чесменской бухте Эгейского моря 25 июня 1770 года.


Рис.8. Ствол колонны из разноцветного мрамора украшен рострами-носовыми частями кораблей, верх увенчан бронзовым орлом, ломающим полумесяц.  Украшения колонны составляют военные атрибуты – штандарты, копья, колчаны, сабли и  символы власти у восточных народов- бунчуки-знамёна в форме древка с привязанным к нему хвостом коня. Основание колонны – четырехгранная усеченная пирамида из красных гранита и мрамора.


       В пейзажном парке Екатерины II существуют два памятника, которыми императрица увековечила память о деяниях своих фаворитов Григория Орлова и Александра Ланского.  Оба сооружения были возведены Антонио Ринальди.

Рис.9. Орловские ворота -  триумфальная арка высотой 15 метров  служат входом в южную часть парка. Работой по возведению арки руководил Василий Неелов. Арка построена в 1772-1778 годах по случаю предотвращения эпидемии чумы , которая вспыхнула в Москве. На ее усмирение был отправлен в Москву Григорий Орлов. Благодаря строгим санитарным и административным мерам эпидемию удалось остановить и предотвратить ее появление в Санкт-Петербурге.


Рис.10. Триумфальная арка состоит из трех частей по вертикали и по горизонтали. На фоне облицовки серых тонов выделяются колонны розового мрамора. Колонны и пилястры поставлены на пьедесталы из темно-розового мрамора. Надпись на фасадах арки возвещает о событии 1771 года: “ Орловым от беды избавлена Москва “.


Рис. 11. Памятник Александру Ланскому – высокий мраморный пьедестал светло-розового цвета с урной на высоком цоколе из темно-серого мрамора является типичным  украшением пейзажных парков 18 века.  Он возведен в начале 70-х годов в качестве безымянного паркового сооружения. На сторонах пьедестала сохранились рельефные изображения  венка, щита с копьем на ленте и рога изобилия.


Рис.12. После гибели Ланского пьедестал украсили его портретом и гербом . В память о  добродетелях любимого фаворита была составлена эпитафия: “ Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги, общими похвалами достойно венчаемые.”


       Новый  Царскосельский парк при своей резиденции императрица наполняла всяческими диковинками для того, чтобы  показать достижения, которых достигла Россия в разных областях при ее правлении. В парке сохранились образцы чугунолитейного производства Сестрорецкого и Екатеринбургского металлургических заводов. К ним относятся: изящная чугунная беседка для отдыха на Нижних прудах, металлические мостики на Верхних прудах и причудливые Готические ворота близ Лебяжьих прудов.

Рис.13. Металлическая беседка на правом берегу второго Нижнего пруда изготовлена по проекту Джакомо Кваренги на Сестрорецких оружейных заводах в 1785 году. Несколько чугунных беседок были поставлены в тех местах, где “ садовник или природа создали великолепные круговые виды “. Из всех беседок сохранилась только одна на берегу второго  Нижнего пруда.


     На том же Сестрорецком заводе в 1783-1784 годах по проекту Джакомо Кваренги были изготовлены несколько металлических мостиков. Они являются первыми металлическими мостами континентальной Европы. Самые первые были поставлены в Англии. В пейзажном парке эти ажурные с мраморными тумбами мосты перекинуты через протоки Верхних прудов.

Рис.14. Металлический мостик с мраморными тумбами и решёткой, украшенной позолоченными гирляндами. 


Рис. 15.  Готические чугунные ворота  поставлены  перед аллеей – подъемом  к  Турецкой башне на берегу Лебяжьих прудов.

Рис.16.Ворота, украшенные скульптурой, отлиты в  1780 году  по рисунку Юрия Фельтена на Демидовских заводах в Екатеринбурге.


       Демидовы – династия уральских промышленников из тульских кузнецов.  Глава династии Никита Демидович  Антуфьев (1656-1725) начинал свою деятельность с поставок оружия в казну. В 1702 году царь Петр I передал ему  в качестве поощрения первый казенный завод на Урале. К середине 18 века Никита Антуфьев и его сыновья, более известные как Демидовы, построили  на Урале, Алтае и в Европейской части страны 33 металлургических завода –чугуноплавильные, железоделательные и медные.  Они владели более чем 30 тысячами душ крестьян мужского пола и огромными земельными угодьями.  К началу 19-го века Демидовские заводы вырабатывали одну четвёртую часть всего российского чугуна. В 19 веке Демидовы поднялись в круг аристократии. Потомок Никиты Антуфьева  Николай Демидов был посланником во Флоренции, а его сын Анатолий Демидов, купил титул князя Сан-Донато и был женат на племяннице Наполеона Бонапарта.

Комментариев нет :

Отправить комментарий