Екатерининский парк при императоре Александре I


                               
Создание Екатерининского парка в Царскосельском Селе было завершено при Екатерине Великой с участием трёх представителей династии Нееловых – отца Василия и сыновей Ильи и Петра. Архитектор Илья Неелов умер еще при Екатерине, в 1794 году. На его место был назначен его брат Пётр Неелов - младший сын архитектора и создателя пейзажного парка Василия Неелова.
 Петр Васильевич Неелов ( 1749 – 1848 ) начал трудовую деятельность с 13 лет подмастерьем в “архитектурной команде” Конторы строений Царского Села. По повелению императрицы Екатерины II он был отправлен в 1771 году в Англию вместе с отцом Василием Нееловым. Отец и сын были посланы “на неопределенное время” для изучения “видов английских садов” и архитектуры. Василий Неелов пробыл в Англии полгода, а Петр вернулся через 4 года и определился на военную службу.  Состоял в качестве архитектора-строителя в лейб-гвардии Преображенском и Петербургском драгунском полках. После смерти Ильи Неелова Екатерина II назначает Петра Неелова главным архитектором Царского Села. В этой должности Петр Неелов пребывает при императорах Павле I, Александре I и Николае I.  За труды семьи Нееловых  в 1810 году Петру Неелову императором Александром I было пожаловано дворянское звание с гербом.  В гербе Нееловых на “щите, разделенном надвое, в верхней серебряной половине изображен разогнутый циркуль, внизу – линейка…”.
     В недолгое царствование сына Екатерины II, при императоре Павле I, дворцы и парки Царского Села оставались без должного внимания. По приказанию Павла оттуда вывозилось все, что могло пригодиться при строительстве его огромного Михайловского замка в Санкт-Петербурге и загородных резиденций Гатчины и Павловска. Перемещались произведения искусства –мебель, скульптура, облицовка стен, оранжерейные растения и даже рыба из прудов.

Рис. 1. В конце Рамповой аллеи с Пудостского моста  можно увидеть большой круглый цоколь диаметром около 10 м , сложенный из огромных отесанных глыб гранита. Это остатки круглой беседки – ротонды , сооруженной при Екатерине II  на ее любимом Розовом поле.

Открытая беседка под круглым куполом с колоннами из серого сибирского мрамора была построена в 1793-1794 годах. Пол был услан мраморными белыми и синими плитками, вдоль стены имелись две железные скамьи. В 1800 году по приказу Павла I беседка была разобрана и мраморные колонны вывезены в Петергоф. Разграбление Царского Села прекратилось в 1801 году, когда к власти в результате дворцового переворота пришел его сын Александр I Павлович. При Александре I была проведена реконструкция планировки улиц и Царское Село приобрело статус города. Появились многорядные бульвары в центре и вокруг Царского Села. Екатерининский парк пополнился несколькими сооружениями архитекторов Петра Неелова, Луиджи Руска и Василия Стасова.

Рис.2. По проекту Петра Неелова в 1796 году в районе Треугольной площади рядом с аркой Малого каприза был построен павильон Вечерний зал. Здание классического стиля.

Внутреннее помещение разделено на Большой зал и два маленьких кабинета. В период оккупации Царского Села здание было сильно разрушено, от внутреннего убранства остался только плафон потолка.

Рис. 3. Фасад Вечернего зала с 4-мя высеченными из камня колоннами-кариатидами по сторонам от входных дверей обращен к памятнику Александра Ланского – фаворита Екатерины Великой.

Рис.4. Открытое пространство между павильоном Вечерний зал и памятником  Ланскому - округлый пруд и большой зеленый луг очерчено  кипами крон деревьев.

Рис.5. Этот вид от стен Вечернего зала на памятник Александру Ланскому - одно из самых сентиментальных мест пейзажного Екатерининского парка.

В 1808-1810 годах садовый мастер Джозеф Буш и архитектор Луиджи Руска  благоустраивают участок бывшей Катальной горки. На месте разобранного к тому времени павильона Катальной горки Франческо Бартоломео Растрелли, возводится Гранитная терраса, а на другом конце горки у Большого пруда строится Гранитная пристань.

Рис. 6. Катальная горка, в начале которой Луиджи Руска построил Гранитную террасу, имела широкий спуск по склону холма до острова с Музыкальным залом на Большом пруду.

Луиджи Руска ( 1762 -1822 ) – представитель старинного итальянского рода живописцев, скульпторов и архитекторов.  Работал в России вместе с отцом Иеронимо Руска с 1783 года. Они были приглашены в Россию в качестве “каменных дел” мастеров Придворного ведомства для строительства Зимнего дворца. В 1802 году Луиджи получает звание придворного архитектора. Его самостоятельная деятельность началась с восстановления полуразрушенного Таврического дворца светлейшего князя Григория Потемкина. При Павле I этот  роскошный дворец морганатического мужа Екатерины II был превращен в казармы  с манежем и конюшнями в парадных залах. Луиджи Руска спроектировал и построил в Санкт-Петербурге и других городах России большое количество дворцов и общественных зданий, отделывал интерьеры особняков. Считается одним из лучших зодчих русского классицизма.
При строительстве Гранитной террасы на вершине холма и Гранитной пристани на берегу Большого озера скат бывшей Катальной горки от вершины до подножья был превращен в зеленые уступы.
  
Рис. 7.Верхняя часть склона по краю главной Рамповой аллеи, была оформлена  как подпорная стенка в виде аркады с рельефными дугами арок, с балюстрадой и с двумя лестничными спусками.

Рис. 8. Эта подпорная стена из розового и серого гранита  -   изысканное произведение архитектора и мастеров-камнерезов использована в качестве постамента для экспозиции античной скульптуры.

Рис. 9.   Фавн с козленком, Диана, Аноксиолон, Венера Медицейская и другие изваяния стоят на фоне неба и как бы парят в открытом пространстве воздуха.


Рис.10. Статуи – копии с античных оригиналов выполнены в Петербурге гальванопластическим методом в мастерской Иоганна Августа Гамбургера и помещены на парапете террасы в 60-х годах 19 века.


       Иоганн Гамбургер (1800 – 1869) – мастер гальванопластики Петербургской Академии художеств немецкого происхождения.  Приехав в Петербург из Германии после окончания реального училища в 30-х годах 19 века, он начал работать в американской компании «Петролеум “и заинтересовался методом гальванопластики. Открытие этого способа отливки фигур путем погружения восковой модели в гальванический раствор русским академиком Б.С.Якоби сопоставимо с изобретением книгопечатания. Опыты Иоганна Гамбургера позволили применить метод к отливке моделей больших размеров и сложных форм. В мастерской Иоганна Гамбургера были отлиты более полусотни античных скульптур для украшения парков в императорских резиденциях, 4 больших  памятника для городов России, а также много других фигур и бюстов..
Одновременно с Гранитной террасой на другом конце трассы Катальной горки на берегу Большого пруда была сооружена Гранитная пристань.

Рис. 11. Прямоугольная пристань спускается к воде тремя ступенями.  По краям спуска установлены постаменты для скульптур. Копии античных скульптур Боец и Дискоболец  были поставлены в 1850 году.

Рис.12. На противоположной стороне от Бойца на Гранитной пристани расположена копия античной скульптуры Дискобольца.
    
Рис. 13. В 1810 году в парке появился фонтан с бронзовой скульптурой Молочницы - девушки, горюющей над разбитым кувшином. Она так органично вписалась в ткань парка, что стала его символом.

У ног девушки лежит разбитый кувшин, из него вытекает струя ключевой воды. Пьедесталом для скульптуры служит огромный обработанный гранитный валун. Сюжет памятника принято истолковывать по басне Лафонтена: идя на базар, юная Перетта размечталась о том, что много чего хорошего можно обменять на кувшин с молоком, споткнулась и выронила кувшин. Молоко пролилось на землю, а Перетта горюет о том, что теперь мечты её не исполнятся. 
Фонтан - струя прозрачной  воды, вытекающая из кувшина,  устроен по проекту  инженера Августина Бетанкура. По его проекту вода отведена к фонтану из единственного на территории парка ключевого источника, расположенного выше по склону.
Бетанкур Августин Августинович ( Августин де Бетанкур и Молина ) – российский учёный испанского происхождения (1758-1824) . Выехал из Испании в Россию в 1808 году, будучи высокообразованным специалистом в области судоходства, телеграфной связи, машиностроения, мостостроения. Был принят на русскую службу в чине генерал-майора. В 1810 году в Санкт-Петербурге организовал Институт корпуса инженеров путей сообщения. С 1819 года состоял в Комитете министров Российской империи. Был отмечен высшими орденами Российской империи.
Статуя была выполнена по специальному заказу Александра I скульптором Павлом Соколовым. Этот своеобразный памятник является данью уважения  императрице Елизавете Алексеевне – жене Александра I. В 1801 году опытные царедворцы-интриганы вынудили  19-тилетнего Александра дать согласие на бескровное свержение отца. Жена Александра Елизавета знала о заговоре, но не стала вмешиваться в происходящее. В результате император Павел I был убит заговорщиками.  Его вдова императрица Мария Фёдоровна в качестве расплаты за отцеубийство практически забрала у сына власть. Александр I - император сильнейшей европейской державы нашёл себя в борьбе за спасение европейских монархий от Наполеона Бонапарта. Пока Александр Благословенный – освободитель Европы -  воевал за рубежами России, его жена- коронованная императрица Елизавета Алексеевна вынуждена была жить в тени вдовы императора Павла I, несмотря на то, что её прочили в регентши в случае смерти Александра на театре боевых действий. С нею были связаны надежды русского общества на переход к конституционной монархии.
 
 Рис.14. Императрица Елизавета Алексеевна, урождённая принцесса Луиза Мария Августа Баденская ( художник Л.Ж.Монье, 1805 ) была необычайно красива, добра и пользовалась любовью всех слоёв российского общества.

При ней высший свет перешёл с французского на русский язык. При её попечительстве процветали Лицей,  русская литература, исторические исследования. Юный Пушкин воспринимал императрицу Елизавету как свою Музу.
                      …Я. вдохновлённый Аполлоном, Елизавету втайне пел.
                          Небесного земной свидетель, воспламенённою душой
                          Я пел на троне добродетель с её приветливой красой.
                          Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой,
                          И неподкупный голос мой был эхо русского народа.
                     (из стихотворения А.С.Пушкина  “ На лире скромной, благородной…“  1818 год)

Рис.15. Юная Перетта с черепком в руке от разбитого кувшина – портретное изображение императрицы Елизаветы Алексеевны.

“Вечно печальной деве” царскосельских садов посвящены строки  А.С.Пушкина:
                                  Урну с водой уронив об утёс, её дева разбила,
                                  Дева печально сидит, праздный держа черепок.
                                  Чудо: не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,
                                  Дева над вечной струёй, вечно печально сидит.

Комментариев нет :

Отправить комментарий