Регулярный парк Летнего сада

     Сейчас мы с Вами войдем в регулярную часть парка через Невские ворота и окажемся на Невской аллее перед аллеей фонтанов. Здесь в начале Главной аллеи на фоне зеленой изгороди  посетителей сада встречают две богини -   Слава и Минерва. С площадки перед Славой и Минервой мы можем пойти влево -  к Летнему дворцу Петра I или вправо -  к тому месту, где когда-то на краю парадного партера находился первый Летний дворец  его жены Екатерины I .  Можно по отдельности посмотреть западную часть парка перед сохраненным царским дворцом и восточную – ту, где некогда стоял дворец царицы.

Рисунок  1.  Главная аллея - аллея фонтанов со стороны Невского входа. Скульптуры Славы ( слева )  и Минервы (справа ).

Пойдем направо и посмотрим часть парка Екатерины I.  Здесь перед дворцом царицы на берегу Лебяжьей канавки находился причал, куда из Невы подплывали на лодках  царские гости.

Рисунок 2. Лебяжья канавка. Искусственный канал, прокопанный от Невы к Мойке, в конце канавки виднеется Михайловский замок. Участок канавки, где была пристань перед дворцом царицы.
Вдоль Лебяжьей канавки располагается Французский партер с Коронным фонтаном в центре. Фонтан и партер  восстановлены в процессе реставрации парка. Партер, сооруженный перед окнами дворца царицы, представлял собой зеленый ковер с цветочными пятнами и скульптурой . 


Рисунок 3. Коронный фонтан во Французском партере.

Рисунок 4.  Французский партер на царицыной стороне Летнего сада.



Рисунок 5.  Коронный фонтан - самый большой и красивый фонтан Летнего сада.


       На круглой площадке вокруг фонтана расставлены бюсты старых философов, выполненные  Орацио Маринали (1643 – 1720 )  - представителем династии венецианских скульпторов Маринали.  Работы Орацио Маринали отличались  драматизмом и сильными гротескными эффектами.  На площадке вокруг фонтана  можно увидеть изображения  Аристотеля, Демокрита , Гераклита,  Диогена, Сенеки



                                                            Рисунок 6.. Бюст Аристотеля  у Коронного фонтана.



                                     Рисунок  7.  Бюст Демокрита у Коронного фонтана.


       В зеленых газонах  партера на высоких постаментах  красуются  скульптурные группы на тему Похищения сабинянок.


                         Рисунок  8.  Скульптурная группа Похищение сабинянки неизвестного автора  начала 18 века.


Рисунок  9. Бюст Двуликий Янус неизвестного автора начала 18 века.




Рисунок 10. Общий вид на партер со скульптурными группами.

     Партер  отделен от квадратных боскетов сада аллеей, по центру которой находятся зеленые галереи с потолками из ветвей специально стриженых деревьев. Галереи были сквозными,   длинными или короткими, в форме креста или круга, с небольшими зелеными кабинетами или с воротами к аллеям.

Рисунок 11. Выход от партера в зеленую галерею.    



Рисунок 12. Сквозная зеленая галерея вдоль Французского партера.

      В подобных галереях  и у фонтанов собирались именитые гости. Зеленая галерея с кабинетами  под названием Крестовое гульбище  восстановлена на Царицыной стороне сада. В центре галереи находится небольшая площадка с фонтаном.  Украшением фонтана служит статуя Нереида – морская дева, божество водной стихии .


Рисунок  13. Фонтан в центре Крестового гульбища со скульптурой  Нереида  Антонио Коррадини (1688 - 1752 ) – выдающегося венецианского мастера, творившего в стиле рококо


По соседству с Крестовым гульбищем при реконструкции сада  в боскете Птичий двор археологи вскрыли фундаменты  птичника, голубятни и фонтана. Это позволило восстановить на исторических местах все сооружения 18 века.



Рисунок 14. Павильон Голубятня в боскете Птичий двор.

Сейчас в павильоне Голубятня функционирует археологическая экспозиция.  В двух залах  выставки можно посмотреть фильмы о Летнем саде и увидеть подлинные предметы быта  из  дворцов Летнего сада.



       На одной из аллей рядом с Голубятней красуется одна из немногих, вывезенных в Россию из дворца польских королей, скульптурных работ фламандца Томаса Квеллинуса ( 1661 – 1709  ) – Нимфа или Флора.  Работы Квеллинуса – представителя семьи фламандских скульпторов эпохи барокко  отличает сдержанная манера в изображении женской красоты, фигуры облачены в ниспадающие драпировки, подчеркнуто прекрасны кисти рук, ступни ног и лица с мелкими правильными чертами.  Нимфу справедливо считают одной из лучших статуй Летнего сада. Искусствоведы дали ей название  Нимфа Летнего сада.


Рисунок 16.  Нимфа Летнего сада. Женская фигура в широких складках драпировки непринужденно оперлась на пень дерева, по которому тянется вверх цветочный стебель.

Комментариев нет :

Отправить комментарий