Аллея фонтанов Летнего сада

 

       В регулярную часть Летнего сада можно попасть как со стороны Невы, так и по Главной аллее . идущей через весь сад от южного входа к северному. Если Вы вошли в Летний сад со стороны реки Мойки и направляетесь по Главной аллее к регулярной части, то на границе пейзажного парка Вас встретят античные боги –близнецы богиня Луны и охоты Диана  и  бог солнечного света Аполлон. До реставрации сада на Главной аллее находились круглые цветочные клумбы на месте засыпанных фонтанов


Рисунок  1. Диана и Аполлон. Скульптурные копии с  античных оригиналов Леохара - великого древнегреческого скульптора, творившего в  4   веке до нашей эры. 
 
      На площадках вокруг восстановленных фонтанов скульптуры расставлены по темам согласно списка царя, по которому он заказывал своим агентам искать и приобретать в Европе скульптурные произведения лучших итальянских  ваятелей.  Петровская коллекция итальянской скульптуры Летнего сада насчитывала около 200  произведений скульпторов итальянского барокко  начала 18 века.  К настоящему  времени из  петровского набора сохранилось около 50. Подлинные экземпляры отреставрированы и помещены в  экспозицию Михайловского замка. Их заменили копиями, выполненными из искусственного мрамора. Расстановка скульптуры в основном соответствует их первоначальному местоположению

            На Главной аллее в регулярной части парка есть 4 площадки с восстановленными  фонтанами и обновленными скульптурными группами .  Первая площадка с фонтаном Пирамида украшена полуобнаженными скульптурными фигурами - аллегориями  круговорота времени. До Петра I в России не существовало искусства пластики и не было принято изображать обнаженное тело. Стремление царя привить иноземные вкусы российской знати и простолюдинам встречало недвусмысленный отпор. У скульптур часто отламывали мелкие детали, а сами изображения называли дьявольскими. Поэтому для охраны скульптур в саду несли службу караульные солдаты с ружьем.

Рисунок 2. Скульптурное изображение Авроры - римской богини утренней зари ( 1717 ), работа Джованни Бонацца.



Рисунок 3. Статуи Закат и Ночь у фонтана Пирамида работы Джованни Бонацца ( 1695 - 1730 ) из широко известного семейства венецианских скульпторов Бонаццо.



Рисунок 4. Статуя Ночь ( 1717 ) работы Джованни Бонацца). Миловидность и изящество в пластике тел в духе рококо - отличительные качества работ Джованни Бонаццо.


      
    На следующей  площадке  с беломраморным фонтаном и водометом в центре фонтана размещены скульптурные изображения аллегорий человеческих добродетелей – Милосердия, Правосудия, Истины, Искренности.



Рисунок 5.  Фонтан на Главной аллее со статуями Искренности и Истины  работы Мариино Гропелли ( 1717 ).





Рисунок  6  Аллегория Искренности скульптора Мариано. Гропелли ( 1717 ).

Третья  площадка на аллее фонтанов -  Шкиперская , восьмиугольная, с Гербовым фонтаном служила для свиданий Петра с приезжими иностранцами. Царь принимал здесь гостей  в своей обыденной одежде в форме шкипера – капитана парусного судна.  Эта площадка украшена скульптурой, напоминающей о сферах государственной жизни , важной для России –развитии флота, торговли  и архитектуры.




Рисунок 7. Гербовый фонтан на Шкиперской аллее с видом на статую Мореплавание..





 Царицына площадка – последняя от южного входа со стороны Мойки и Михайловского замка, и первая перед северным, Невским, входом. Она расположена на Дворцовой аллее. В центре площадки находится круглый фонтан,  дно которого выложено черными и белыми плитками. Эта площадка служила местом собраний придворных дам и гостей царицы.  В углах площадки восстановлены маленькие зеленые кабинеты, в которых сейчас любят отдыхать посетители сада.

Рисунок 8. Вид на аллею фонтанов с Царицыной площадки. Статуи аллегорий  Рок и Немезида, выполненные скульптором венецианской школы Антонием Тарсия ( 1662 -1739 ). Рядом со  статуей Рок в зеленой ограде находится арка  маленького зеленого кабинета.


Рисунок 9. Статуя Немезида  ( 1716 )- работа Антонио Тарсия. Немезида –  древнегреческая богиня возмездия .


В атрибутику изображения Немезиды входили согнутая в локте рука – аналогия  древней  меры длины локоть, меч как символ неотвратимости расплаты за содеянное, уздечка или плеть в качестве напоминания о контроле за своими  действиями, рог изобилия  как награда за благие поступки.





Комментариев нет :

Отправить комментарий