ПЕРВЫЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ РЕЗИДЕНЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1   Первые строения Санкт-Петербурга
      В 12-17 веках территория нынешнего Санкт-Петербурга входила в сферу интересов торгового союза Ганзейских городов Северной Европы – Англии, Голландии, Германии, Швеции, Дании, Польши, Литвы. Через нее Ганзея получала из северо-восточных областей Новгородской республики пушнину, воск, мед, лен, ворвань, сало, пшеницу, рожь, железо. Прибалтийские земли Великого Новгорода постоянно подвергались шведскому нашествию. Шведы захватывали поселения, строили крепости и насаждали свою государственность. На переломе 16 и 17-го веков в России произошла смена царской династии. Она сопровождалась смутой-народными волнениями, борьбой временщиков и захватом русских земель Польшей и Швецией. Вернуть захваченные земли и раздвинуть границы Российского государства удалось третьему царю новой династии Петру Алексеевичу Романову.

Петр Алексеевич Романов (1672-1725) - царь и Великий Князь всея Руси с 1682 года. После победы в Великой Северной войне 1700-1721 годов по решению Сената принял титул Императора и Самодержца Всероссийского. Реформатор и полководец, создатель российского флота и армии европейского образца. Боролся со старославянским средневековым укладом жизни, внедряя европейские ценности во все сферы своего государства, начиная от покроя одежды и кончая государственным устройством.

В начале своего царствования в 1697 году царь предпринял 15-месячное путешествие по странам Европы с целью изучения европейской жизни. Связывать себя официальными церемониями и тратить зря драгоценное время он не желал. Поэтому он странствовал инкогнито. В списке посольства Петр числился как бомбардир Петр Алексеев. Посольство с участием Петра посетило Швецию, Курляндию, Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Польшу. Бомбардир Петр Алексеев интересовался всем – начиная от работы верфей и госпиталей и кончая заседаниями английского парламента. Он поразил дворцы Европы своим варварским поведением, недюжинным умом и гениальными способностями.  Вернулся царь в Россию совсем другим человеком. Сплетники толковали, что царя подменили, де не умеет он даже говорить по -русски. С царским посольством в Россию приехали более семисот лучших европейских специалистов в разных сферах деятельности. Царь пришел к выводу, что торговля и культурный обмен могут стать основой изменения российской действительности.


План расположения объектов, упоминаемых в тексте

         В 1700 году он начал войну со Швецией за северные новгородские земли России. К 1703 году Петру I удалось потеснить шведов с берегов Балтики. В мае месяце 1703 года после взятия шведской крепости Ниеншанц на маленьком Заячьем острове в устье полноводной реки Невы по приказу царя началось строительство русской крепости Санкт-Петербурх. Земляные на деревянной основе бастионы крепости возвели в течение лета. Вход для вражеских кораблей был перекрыт и шведы в этот год не решились войти в устье Невы.  

Рис.1. Заячий остров в устье Невы с Петропавловской крепостью. Современный вид от противоположного берега реки.


Рис..2.  Так выглядела крепость Санкт-Петербурх в деревянно-земляном исполнении.

Рис.3. Крепость была одета в камень к середине 18-го века. Современный вид на Иоанновский равелин.

Одновременно с крепостью напротив была заложена Свято-Троицкая церковь. Вокруг нее возникла площадь, которая стала центром строящегося города. Здесь появились первые строения города-– таможня, верфь, порт, рынок, трактир-аустерия, Гостиный двор и Сенат. Их строили под руководством первого архитектора города швейцарца Доменико Трезини.

Доменико Андреа Трезини (1670-1734) - итальянец швейцарского происхождения, родился в  контоне Тичино, который известен как родина многих знаменитых итальянских зодчих. Архитектуре учился в Венеции. Начал свою деятельность в качестве фортификатора. В Россию приехал в 1703 году и возглавил строительство нового города на Неве. Начал со строительства Петропавловской крепости и форта Кроншлот перед островом Котлин в Финском заливе.


Крепость и форт были построены в течение первого года существования города. В 1704 году форт выдержал атаки шведов, не пустив их к Санкт-Петербургу.Трезини стал первым архитектором города. Он определил его пространственный облик, спланировал центральные улицы и каналы, строил первые царские дворцы, храмы, жилые дома и казенные учреждения. Он работал в стиле петровского барокко и по просьбе царя готовил первых российских архитекторов.

Рис.4. Этот Троицкий храм- часовня  Живоначальной Троицы возведен в 2003 году напротив Петропавловской крепости как мемориальный памятник 300-летия города вместо снесенного в 1933 году каменного Троицкого собора


Недалеко от церкви плотники- шведы из пленных солдат срубили для царя маленький деревянный дом. В документах дом назывался Первоначальным дворцом. Царь называл свой первый дворец на берегу Невы Красными хоромами (ныне музей Домик Петра I). 


Рис. 5. Старинная гравюра с изображением Домика Петра I под защитной галереей на столбах на фоне города с понтонным мостом через Неву. Видно, что Домик был поставлен рядом с водой на берегу Невы. За 300 лет перед домиком появилась широкая набережная, а река отодвинулась от домика на 70 метров. 

1.2 Первоначальный дворец или Красные хоромы Петра I
Первое строение города-небольшой деревянный Домик Петра I сохранился до наших дней. По указу царя от 1713 года этот домик должен быть сохранённым как первое строение в новой столице России. Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна превратила Домик в часовню-ризницу. В ней хранились личные вещи царя и фамильная романовская икона Спас Нерукотворный, с которой её отец никогда не расставался. С 1741 по 1929 годы в Домике-часовне проводились церковные службы. Позднее Домик был превращён в Музей, а петровская икона передана в Спасо-Преображенский собор. В музее до сих пор сохраняются и экспонируются личные вещи Петра I.

Рис.1. Музей Домик Петра I. Каменный футляр над деревянным домиком Петра I на Петровской набережной.
Первая защитная галерея над Красными хоромами на столбах была спроектирована Доминико Трезини и поставлена по указанию царя в 1723 году. В 1844 году галерея была заменена на каменный футляр, выполненный в стиле петровского барокко по проекту архитектора Романа.Кузьмина.
Роман Иванович Кузьмин (1811-1867) - русский архитектор, профессор архитектуры, действительный статский советник. Окончил Санкт-Петербургскую академию художеств с большой золотой медалью, был командирован для продолжения учебы в Италию, Турцию и Грецию. Через 6 лет в 1840 году вернулся в Россию. Был назначен главным архитектором гоф-интендантской конторы – государственного учреждения, ведавшего застройкой города и постройками дворцового ведомства. Роман Кузьмин был многогранным архитектором. Он реставрировал и строил храмы и дворцы, отлично знал все архитектурные стили от летровского барокко до классики, ренессанса и эклектики. 

Рис. 2. Садик перед Домиком Петра I. В саду сохранились дубы, посаженные членами императорской фамилии в разные годы по знаменательным датам. До революции в домике хранилась серебряная лопата, которой сажали деревья в петровском саду.



В 1875 году вокруг домика была установлена двойная ограда с символами императорской власти и установлен памятник Петру I, выполненный по модели Карло Бартоломео Растрелли.

Карло Бартоломео Растрелли (1679-1744) – выдающийся итальянский скульптор. В 1700 году поселился в Париже и работал там как мастер декоративной монументальной скульптуры в стиле барокко. В 1716 году по приглашению Петра I приехал в Россию вместе с сыном Бартоломео, который впоследствии стал величайшим зодчим эпохи русского барокко. По договору Карло Бартоломео Растрелли приглашался в Россию для того, чтобы вести архитектурные и скульптурные работы, выполнять портреты подобно живым людям, устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации. Также он был обязан обучать всему этому русских мастеров. 
Рис.3.Внешний вид Красных хором Петра I. Домик в документах назывался Первоначальным дворцом. Сейчас его называют Домиком Петра I.

Первая резиденция царя – Первоначальный дворец очень маленький. Длина домика составляет 12 метров, ширина – меньше 6-ти метров. Высота дома до конька крыши 5,7 метра, от стен до потолка- 2,5 метра. Домик построен из шестигранных сосновых брусьев и был раскрашен масляной краской под кирпич. Четырехскатная крыша выстлана деревянной дранкой, гонтом. На крыше была установлена деревянная мортира с ядрами в знак того, что хозяином дома является ‘’капитан бомбардирской роты’’. Большие трехстворчатые окна с мелкой расстекловкой разделены свинцовыми переплётами. Наличники окон и двери были расписаны масляными красками в травный орнамент. По черному фону переплетались цветы – розы, гвоздики, васильки, мята. В домике было 3 комнаты- кабинет, спаленка, столовая и маленькие сени. Все двери в помещениях были трофейными, снятыми с пленённых шведских кораблей.



Рис.4. Кабинет в Домике Петра I. Самая большая комната площадью 23,5 метра. Стены кабинета, как при жизни царя, обиты парусиной.




Рис.5. Столовая комната совсем небольшая. В ней по центру помещается стол и несколько стульев вокруг стола. Небольшой комод с подсвечниками в простенке между дверями в сени и спальню. На дверях столовой можно видеть элементы цветочного орнамента.



Рис.6.  Маленькое помещение для сна – спаленка. В ней помещалась лишь походная раскладная кровать. Прибор для умывания, сундук и скамеечка, выточенная царем на токарном станке, составляют интерьер спальни. В экспозиции демонстрируется подлинный мундир царя-бомбардира. На дверях видны следы цветочного орнамента.
Несмотря на многочисленные наводнения и блокадные бомбежки 1941-1943 годов Домик царя сохранился до нашего времени в хорошем состоянии. Кирпичный футляр с застекленными окнами в послевоенное время дополнили централизованной отопительной системой.

1.3 Летний дворец Петра I

 В 1704 году на противоположном берегу Невы на месте старинной новгородской деревни Усадище, которая при шведском владычестве была превращена в поместье Коносхоф, для царя срубили небольшой деревянный Летний дворец. Перед дворцом разбили регулярный голландский сад строгой геометрической планировки, с главной аллеей вдоль Невы. Сам царь называл это место Летним садом и огородом. В архивах государственного Эрмитажа хранится собственноручно выполненный Петром I план этого сада. Впоследствии царь посадил здесь еловую и дубовую аллеи и постоянно следил за ассортиментом душистых цветов и огородных растений. Так в Санкт-Петербурге появилась летняя резиденция Петра I.

Рис.1. Вид на Летний сад и Дворцовую набережную с Троицкого моста.
В 1710 - 1714 годах в Летнем саду царя построили первый каменный дом города.  Он сохранился до сих пор, ныне- это музей Летний дворец Петра I в Летнем саду. Летний дворец Петра I проектировал и строил первый главный архитектор города Доменико Трезини.
 

Рис.2. Летний дворец Петра I на берегу реки Фонтанки. Безымянную речку, вытекающую из Невы, назвали Фонтанкой по причине того, что из нее поступала вода в фонтаны Летнего сада через особое устройство на конной тяге.
Скромный тонкостенный о 14-ти комнатах дворец с четырехскатной крышей, с медным флюгером на крыше, с фигурой Георгия Победоносца – образец петровского барокко.  Как многие постройки петровского барокко дворец отличается простотой и скромностью.  

Рис. 3. Фасад Летнего дворца. Дворец находится на реконструкции с 2013 года.


   Архитектурные детали четко выделяются на фоне стен. Прямоугольные оконные проемы с плоскими наличниками несут обрамление с расширенными углами. Украшение фасадов здания выполнено в плоскостной манере.  Это- 29 барельефов на сюжеты античных мифов, в аллегорической форме прославляющие победы России. Над парадной дверью находится барельеф с изображением древнеримской богини мудрости Минервы в окружении военных трофеев и знамён.

В 1716 году Петр приглашает в Россию выдающего французского архитектора и паркостроителя  Жана Батиста Леблона. Он назначает его генерал-архитектором нового города Санкт-Петербурга.

Жан Батист Леблон (1679-1719) – выдающийся французский теоретик и практик в области архитектуры и паркостроения. Ученик Андре Ленотра (1613-1700) – создателя королевских дворцово-парковых ансамблей в Англии и Франции: Версаля, Тюэльри, Фонтебло, Гринвича и других. Работал при дворе французского короля Людовика XIV. После смерти короля Петру I удалось “заполучить эту сущую диковинку”,по выражению царя, для работы в его Санкт-Петербурге.  В 1716 году Жан Батист Леблон был приглашён в Россию в качестве генерал-архитектора Санкт-Петербурга. Он выполнял непосредственные указания царя по строительству Летних садов, дворцово-парковых ансамблей Стрельны и Петергофа, планировке города. Судьба архитектора не была благополучной, он умер через 3 года после приезда в Россию.

Петр I хотел строить европейский город, похожий на Венецию или Амстердам с каналами и садами, более прекрасными, чем у французского короля. Французское паркостроение того времени было основано на регулярных принципах – на композиционной планировке парков в единстве с дворцовыми ансамблями. Основой композиций служили дальние перспективы с прямыми аллеями, боскетами – облесёнными лужайками, обширными газонами, водными бассейнами, скульптурными и архитектурными украшениями. Царь часто называл будущий город своим Парадизом, райским городом. В 1717 году Леблон представляет царю Генеральный план строительства города с системой каналов и садов при городских резиденциях Петра и его жены Екатерины.
       
План Леблона предусматривал строительство грандиозного дворцово-паркового ансамбля - российского Версаля на берегах Невы.  Пространство от берегов Невы до Невской перспективы вдоль нынешней Садовой улицы должно было превратиться в регулярные сады с дворцами и фонтанами, служебными корпусами, оранжереями, фруктовыми садами, царскими птичниками и зверинцами, огородами, охотничьими угодьями с загонами для диких зверей.

     Частично план Леблона был выполнен, каналы прокопаны, сады заложены.  Но в полной мере осуществить задуманное не удалось. Новый город жил своей жизнью, строился и рос как портовый, торговый и столичный центр.  В петербургских садах Жана Батиста Леблона менялось использование угодий, сносились старые и строились новые дворцы, сады старели и меняли свой облик, наводнения несколько раз почти полностью уничтожали сады и постройки. До нашего времени сохранилась та часть Летнего сада Петра I, которая ограничена реками Невой, Фонтанкой и Мойкой.

Комментариев нет :

Отправить комментарий