Царскосельский дворцово-парковый ансамбль Бартоломео Растрелли

 В период своего царствования Елизавета Петровна – дочь Петра I и Екатерины I – в течение трех десятилетий беспрерывно перестраивает дворец и сад в Царском Селе под роскошную императорскую резиденцию. Лучшие российские и иностранные зодчие принимали участие в создании ансамбля Екатерининского дворца. Андрей Квасов и Савва Чевакинский по обе стороны от Старого дворца Екатерины I строят каменные двухэтажные флигеля для придворных, затем объединяют их одноэтажной галереей со дворцом и дворцовой церковью. Перестроенный дворец уже к лету 1746 года имел такую же огромную протяженность как сейчас, длина его составляла более 325 метров. Парадная площадь перед дворцом была охвачена двумя дугами циркумференций – одноэтажными флигелями служебного предназначения. Перед циркумференциями на месте современных дворцовых кухонь располагались земляные бастионы с пушками. Из пушек салютовали и пускали фейерверки во время праздников.
Гигантский дворец оказался маловместительным. Он не имел залов для многолюдных приемов. По повелению императрицы его было решено реконструировать - расширить и надстроить галереи, превратив здание в единый массив. Эта работа была поручена Бартоломео  Растрелли. Растрелли и Чевакинский работали вместе до полного окончания строительства дворца в 1756 году. Под руководством Чевакинского  трудились сотни мастеров – каменщики, каменотесы, плотники, резчики, лепщики, позолотчики,  скульпторы, живописцы и многие другие. По желанию императрицы был построен дворец. достойный властительницы молодой растущей империи. Великолепие здания вызывало восхищение послов и иностранных министров. Дворец Елизаветы Петровны соперничал с роскошью Версаля. На украшение фасада было истрачено более шести пудов золота, более 100 кг. Позолоченные кариатиды, вазы и статуи, балюстрады , сияние золота на ажурных решетках балконов и ограды дворца – все кричало о ликовании могущества, богатства и роскоши.


 Рис.1. Общий вид Екатерининского  дворца со стороны Треугольной площади ( на переднем плане циркумференция и кухня).

  Рис.2.Фасад дворца с декором из фигур атлантов. Во время царствования Елизаветы Петровны атланты были покрыты сусальным золотом.


Рисунок 3. Купола дворцовой церкви.

Внутреннее убранство залов и покоев дворца поражало воображение: зеркала, картины, мозаики, отделка из полудрагоценных камней яшмы и агата, гобелены, плафоны и камины...Екатерининский дворец – вершина русского барокко. Богатство форм и великолепие в оформлении фасадов и интерьеров, по словам академика Михаила Ломоносова, современника Елизаветы Петровны, превзошло все возможности искусств.
Рис.4. Золотые ворота дворца с вензелем Екатерины I.

Рис.5.. Вариант узора решетки с двуглавым орлом.
 Одновременно со строительством Большого дворца  Елизавета Петровна повелевает расширить голландский сад и придать ему черты версальского. Сад и дворец должны стать символом абсолютной монархии и отражением рая на земле.
Рис. 6.  Дворец располагается на возвышении, сад террасами спускается вниз.


Рис.7. От дворца до конца сада идет центральная аллея с роскошной анфиладой зеленых кабинетов, боскетов со скульптурой и изящной садовой мебелью. Живые изгороди ограничивают лучи аллей.

Аллеи ориентированы на дворец и садовые павильоны. Вода прудов и каналов струится каскадами. В зеркале вод отражается голубизна неба и зелень деревьев.

Рис. 8. Зеркальный пруд на террасе регулярного сада перед Екатерининским дворцом.
  
Бартоломео Растрелли проектировал план сада и дворца как единый ансамбль. Обустраивали сад немецкий мастер Якоб Рохлин и русские садовники Михаил Кондаков и Василий Иванов. Со всех концов России и из-за границы привозились деревья разных видов и сортов. Сады и оранжереи опальных придворных перевозили в Царское село. Старый пруд и каналы были прочищены и углублены. Большой пруд получил очертания шестиугольника. За счет выемки грунта были  сооружены острова на Большом пруду.
 От ключей деревни Виттолово был  прокопан новый канал.  Новый Виттоловский канал по абсолютной высоте  выше регулярного парка, старых каналов и прудов. За счет него удалось повысить уровень зеркала водной системы. Этот канал строили в течение 4-х лет с 1745 года. Ежегодно для земляных работ использовался труд почти трех тысяч солдат.
 Версальские сады стиля барокко были наполнены архитектурными сооружениями: павильонами, гротами, балюстрадами, лестницами, мощёными дорожками и площадками. В регулярном парке Елизаветы Петровны и Бартоломео Растрелли были возведены великолепные, украшенные богатой лепниной павильоны.
Рис.9. В конце главной аллеи напротив дворца появился павильон Эрмитаж ( 1745 год , архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов ). Архитектурная и декоративная отделка павильона Эрмитаж проводилась по проекту Бартоломео Растрелли. 
    
Рис.10. На плане сада, составленном Растрелли, павильон Эрмитаж расположен в центре Эрмитажной рощи. Вокруг Эрмитажа была распланирована геометрически правильная система аллей и дорожек. Деревья в Эрмитажной роще никогда не стригли, но содержали их в разреженном состоянии под названием Дикая Роща.

 Рис.11.На берегу Большого пруда в конце поперечной Гротовой аллеи был поставлен павильон Грот (1756 год, проект Бартоломео Растрелли ).

Рис.12.Поперечная Гротовая аллея с видом на павильон Грот..

Рис.13.Остров Большого пруда украсился Музыкальным залом с небольшой кухней рядом  (1740 год, архитектор Савва Чевакинский ).












Комментариев нет :

Отправить комментарий