Турецкий павильон Николая I в Екатерининском парке


Император Николай I – внук Екатерины Великой в 1850-1852 годах украсил парк памятным сооружением в честь своей победоносной  войны с Турцией в 1828-1829 годах, окончившейся Адрианопольским миром.

Рис.1. Это изящное сооружение построено по проекту архитектора Ипполита Монигетти.

Монигетти Ипполит Антонович, он же Ипполит Мартин Флориан Монигетти  ( 1819 – 1878 ) – русский архитектор швейцарского происхождения. Творчество Монигетти относится к периоду господства романтизма в русской культуре 19 –го века.  Окончил московское Строгановское училище технического рисования. Навыки, полученные им в рисовальной школе, сделали Монигетти непревзойдённым мастером этого вида искусства. Монигетти вышел из стен этого заведения в качестве художника прикладного искусства. В 1835 – 1839 годах он изучал архитектуру в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. После  окончания  Академии  он отправляется в Италию, Грецию , страны Ближнего Востока, Турцию и Египет, посещает Париж, Константинополь, Каир и всюду тщательно изучает памятники архитектуры, используя свои навыки рисовальщика. В 1847 году после представления альбома своих рисунков памятников  восточной архитектуры Монигетти получает звание академика Академии художеств . По личному указу Николая I в 1847 году  Монигетти поступает на службу в министерство императорского двора в качестве архитектора Царскосельского дворцового ведомства. Здесь ему приходится работать над переустройством и ремонтом  царскосельских дворцов, созданных его выдающимися предшественниками.  За реконструкцию парадной лестницы в Большом Царскосельском дворце  в 1858 году Монигетти получает звание профессора архитектуры.

Рис.2. Император Николай I сам выбрал место для Турецкого павильона на мысу Большого озера.

Он приказал расположить его недалеко от Турецкой башни-руины, рядом с Мраморным мостом и Красным (Турецким) каскадом над протокой из Верхних прудов в Большое озеро. 

 
Рис. 3. Павильон  – первое архитектурное произведение Ипполита Монигетти.

Николай I предполагал построить здесь настоящую турецкую баню- хаммам, но за недостатком средств пришлось обойтись упрощённым вариантом. Император одобрил проект Монигетти, выполненный по мотивам архитектуры небольшой Адрианопольской мечети. Николай I внимательно следил за ходом строительства, и даже лично приобрёл несколько предметов для  внутреннего украшения павильона.
Рис. 4. Павильон Турецкой  бани спроектирован Монигетти как небольшая мечеть с золочеными куполами и с минаретом, увенчанным полумесяцем.

Для наружного и внутреннего украшения павильона Монигетти использовал богатый арсенал орнаментов и восточную палитру красок.
В исламском искусстве не принято украшать помещения статуями, иконами, изображениями людей и животных. В архитектуре для декора используются разного рода приёмы – колонны, купола, своды, витражные окна, объёмный орнамент. На стены наносится геометрический и растительный орнамент, мудрые изречения в изящной арабской вязи. Широко используется символика цвета и рисунка.
Разнообразие исламского орнамента укладывается в геометрические и растительные формы с использованием каллиграфии. Основные узоры орнамента-руми, ислими, гирик, чинтамани. Руми орнамент развивался по линии стилизации формы листьев и бутонов цветов. Ислими-
обобщённый непрерывно развивающийся, вьющийся  растительный побег в форме спирали. Гирик- составляется из прямоугольников и окружностей. Чинтамани – узор на основе трёх включённых друг в друга окружностей. Орнаментальные узоры слагаются в арабески, усложняются  бесконечным повторением разнообразных форм. Арабески – самый распространённый приём отражения бесконечности мироздания в искусстве ислама.
 Каллиграфия с прославлением  Аллаха столь же традиционна, как узоры орнамента. В цветовой гамме орнамента преобладают насыщенные оттенки зелёного, синего, красного и жёлтого цвета. Цифровая символика – также широко применяемый способ сакрального отображения окружающего мира. Четвёрка ассоциируется с четырьмя буквами имени Аллаха. Шестиугольник символизирует 6 столпов веры, 8-ми лучевая звезда соотносится с представлением о рае и восемью ангелами, стоящими у трона Аллаха.
Все цифровые и предметные аналогии ислама идут из бесконечной глубины веков, связаны общими законами природы и заложены в подсознание человека. Гармония формы и цвета в исламском традиционном искусстве вызывает ответную реакцию у любого человека, независимо от его вероисповедания. Великий мистик и поэт Востока Омар Хайям утверждал, что “ … Наш мир – поток метафор и символов узор…“.  Высшее проявление философии ислама – архитектура мечети.           
Рис. 5.  Музыка небесных сфер звучит  под куполом мечети:
                                … Купол мечети – дверь в небеса,
                                    Таких геометрий вращенье,
                                    Что гаснет разум в восхищеньи…
         (Мусульманский поэт Джаннат  Хасанов, стихотворение Мечеть шейха Лотфуллы в Исфахане).

Турецкий павильон Ипполита Монигетти, называемый Турецкой баней, является скорее аналогом мечети, нежели банным сооружением, несмотря на то, что внутри неё установлены фонтаны из бань и помещения носят такие названия как Раздевальня и Мыльня.
  
Рис.6. Купола Турецкого павильона архитектор покрыл золотом. Большой купол украсил турецкой орнаментальной вязью.  Подкупольное пространство стен и колонны минарета несут несколько рядов узора, выступающих один над другим. В узоре бордюра под куполом доминирует тюльпан - священный цветок Востока.

Рис.7.  Вход  в павильон представляет собой богато орнаментированный портал под золочёным ребристым куполом. Он подобен богато украшенному михрабу (михраб – ниша  в стене мечети, указывающая направление к главной мечети Мекки).

Рис.8. Колонны портала-михраба несут полукупол, своды его заполнены сталактитами – объёмным орнаментом в виде призм, нависающих  рядами один над другим. Изящество орнаментальных полос бордюра по красоте не уступает михрабам знаменитых мечетей.

Со стороны входа в павильон открывается вид на озеро с Чесменской ростральной колонной, поставленной в память о победе  русской эскадры под руководством Алексея Орлова над турецким флотом при Чесме в Эгейском море в 1770 году.
Убранство помещений  Турецкого павильона выполнено в традициях исламского искусства. Стены  комнат – Вестибюля, Раздевальни, Мыльни, Купольного зала и Шестигранного кабинета облицованы цветной мозаикой  из искусственного мрамора, украшены  лепным и живописным орнаментом. Вдоль стен во всех комнатах установлены старинные  мраморные турецкие фонтанные доски с чашами фонтанов.  Верхние части стен и фонтанов несут надписи с философскими изречениями.  Шахматный узор из квадратов белого и серого цвета природного мрамора покрывает полы. Залы освещаются тёплым желтовато-оранжевым  светом.
Рис.9. Стена Вестибюля украшена трофейной мраморной доской  со стихами-приветствием 17-го века.       
                     …  Жителю этой обители откроется дверь для счастья.
                           Да удовлетворит вечный на троне шахиншах
                           Любую его просьбу в роскоши счастливой…

Пройдём по залам Турецкого павильона – бани. Нам предстоит соприкоснуться с архитектурой, необычной  для строений Екатерининского парка.
Рис.10. Раздевальня – небольшое помещение, сводчатые стены и потолки которого декорированы богатым  золочёным восточным орнаментом.

Гамма синего и зелёного цвета в позолоте несёт тот же смысл, что и стихотворное посвящение над входом в вестибюль. Синева- пожелание жизненной силы, зелень -благополучия и стойкости. Золотое сияние обещает богатство, славу и торжество. Люстра - лампада в мавританском стиле с разноцветными стёклами и кистями дополняет украшение зала. Люстра была куплена лично императором для этого павильона.
Рис.11. Цветок тюльпана, повторенный восемь раз, служит основой узора потолка, в центре которого – восьмилепестковый цветок лотоса. Ростки от непрерывно вьющегося побега слагают бесконечные сложные  арабески, говорящие о  вечном. Они вплетены в восточный орнамент сводов и стен Раздевальни.

Рис.12. Нижняя часть стен покрыта простым геометрическим орнаментом красного и черного цвета.
 Соразмерная с величиной помещения мебель в восточном стиле была специально создана по макетам архитектора русскими и французскими мастерами или приобреталась им на различных распродажах.
Рис.13.  Двусторонний золочёный Каскадный фонтан Раздевальни установлен в стене между  Раздевальней  и следующей за ней Мыльней. Во время оккупации он был разбит на мелкие кусочки и собран в процессе реставрации павильона.

Рис.14. Этот Каскадный фонтан украшает три помещения. Вязь этого фонтана просматривается как со стороны Мыльни, так из Купольного зала (вид на Раздевальню и Каскадный фонтан из Купольного зала). Верхняя часть фонтана украшена каллиграфией по синему фону.

Рис.15. Вдоль стен Мыльни справа и слева от золочёного резного Каскадного фонтана установлены мраморные фонтаны.

Коллекция фонтанов была вывезена в качестве трофея из бань турецкой султанши и принадлежала Григорию Потёмкину - покорителю Крыма , морганатическому мужу Екатерины Великой. Фонтанные доски украшены колоннами и нишами михрабов, на верхней части  можно разглядеть полустёртые каллиграфии. Стены Мыльни желтоватого солнечного цвета, внизу они покрыты крупным узором, заключённым в бордюры киноварного оттенка.

Рис.16. Мраморный фонтан Мыльни у противоположной стороны. Сложная резьба  мраморных досок и чаш фонтанов, в обрамлении колонн свидетельствуют об особом почитании воды в культуре Востока.

Рис.17. Вход из Мыльни в  большой центральный Купольный зал с мраморной чашей бассейна оформлен высокой аркой, декорированной геометрическим и растительным орнаментами.

Рис.18. Купольный зал  имеет восьмигранную форму.

Рис.19. В центре его  - восьмиугольная чаша мраморного бассейна, вдоль стен – мраморные фонтаны. Они чередуются с турецкими диванами в углублениях  стен.

Рис.20. Купольный свод Большого восьмиугольного зала украшен резным фризом и полукружьями арок, расписанных орнаментами с преобладанием красного и жёлтого цвета.

Свод над центральным, восьмигранной формы залом, несёт два ряда арок. Нижний ряд опирается на колонны. Над каждой из восьми арок нижнего ряда расположены три арки второго ряда. Ряды отделены фризами, декорированными объёмным и живописным орнаментами. Между колонн расписные мраморные доски. С потолка свисают лампады – многочисленные источники света.
Рис.21.   Из под купола через шестигранные окошки  в зал поступает дневной свет.

Рис.22. Для традиционного отдыха с кальяном и курительными трубками устроен Шестигранный  кабинет.

Рис. 23. При входе в павильон мы навряд ли обратим внимание на смысл оформления входной двери. Но, побывав в его стенах и вникнув в орнаментальную символику Востока, мы не пройдём мимо прекрасного  геометрического орнамента из квадратов, ромбов, пятиугольников, шестиугольников, параллельных линий и звёзд.

Комментариев нет :

Отправить комментарий